Финансирование дорожно-транспортного строительства в Москве сократилось почти вдвое. Московский стройкомплекс в СМИ
Москва, 28 мая, 2009, 17:32 — ИА Регнум. Влияние кризиса на строительную индустрию Москвы
"Адресная инвестиционная программа (АИП) правительства Москвы на этот год будет сокращена на 43,3% - с 374,47 млрд рублей до 212,27 млрд. В частности, урежут программы строительства социального жилья, дорог и метро: поправки в городской бюджет вскоре поступят на рассмотрение депутатов Мосгордумы, сообщил вчера первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк", пишет "Газета" в номере от 21 мая. "В частности, Юрий Росляк рассказал о сокращении на 40,4 млрд рублей финансирования жилищного строительства по горзаказу. В результате в этом году возведут лишь 724,7 тыс. кв. м муниципального жилья вместо запланированных 1,8 млн кв. м. Впервые столичный чиновник такого ранга официально заявил об этом... При этом, по словам источника в столичном стройкомплексе, в 2010 году ситуация лучше не станет: вместо запланированных на будущий год 1,8 млн. кв. м будет построено лишь 792,5 тыс. кв. м", отмечает газета. "Юрий Росляк рассказал также, какие из крупных транспортных объектов, ранее планировавшихся к сдаче до конца года, будут отложены еще на год. Это первый участок Четвертого транспортного кольца, завершение работ на "Большой Ленинградке" (кроме развязки у метро "Сокол", которую частично откроют к концу 2009 года), развязка на Звенигородском шоссе и реконструкция Варшавского за пределами МКАД. Перенесены на третий квартал 2010 года и сроки ввода станций метро "Достоевская" и "Марьина Роща" Люблинско-Дмитровской линии (ранее их планировалось открыть в декабре 2009 года). По остальным направлениям и объектам более поздних сроков окончательного решения еще не принято. Впрочем, Росляк заверил, что работы в любом случае продолжаются, но темп их может снизиться в связи с кризисом".
Несмотря на "кризисное" падение цен на недвижимость, столичные квартиры еще далеки от соответствия критериям "доступности". "Сумма, вырученная от продажи самой дорогой квартиры в Москве, расположенной в районе Остоженки и имеющей четыре комнаты, позволяет в течение года каждый день покупать по одной "однушке" в городе Рошаль в Московской области, находящемся в 145 километрах от столицы РФ", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 19 мая со ссылкой на исследование компании "МИЭЛЬ-Брокеридж. "Из него также следует, что стоимость самой дорогой однокомнатной квартиры в столице достигает 62 млн. рублей (квартира площадью 122 квадратных метра у метро "Китай-город"), двухкомнатной - 56,76 млн. рублей (квартира площадью 100 квадратных метров у метро "Третьяковская"), а трехкомнатной - 259,32 млн. рублей (квартира площадью 236 квадратных метров у метро "Кропоткинская"). В свою очередь самая дешевая "однушка" в столице обойдется покупателю в 3,3 млн. рублей, самая дешевая "двушка" - в 4 млн. рублей, а самая дешевая трешка - в 5,8 млн. рублей. Наиболее же доступная по цене четырехкомнатная квартира в городе стоит 7,7 млн. рублей. Лидеры среди московского жилья по дешевизне находятся соответственно рядом с метро "Кунцевская", метро "Братиславская", метро "Выхино" и метро "Петровско-Разумовская"".
"По итогам исследования гендиректор "МИЭЛЬ-Брокеридж" Алексей Шленов резонно отмечает, что "чем ближе стоимость квартиры того или иного ценового сегмента к нижнему порогу цены предложения в данном сегменте, тем быстрее она продается"", цитируют специалиста "Известия" в номере от 21 мая. "Другая тенденция сегодняшнего вторичного рынка связана с тем, что снижение цен пришло в Московскую область с некоторым отставанием от Москвы. Поэтому если сейчас на столичном рынке недвижимости мы видим замедление темпов снижения цен, то в области оно продолжается. Правда, журналистов "Известий" после изучения этого исследования больше заинтересовал вопрос насчет себестоимости строительства жилья в нашей стране. Как так получается, что даже в одном московском регионе цены на похожие квартиры разнятся в разы?", задается вопросом газета. "Себестоимость строительства в Москве и в области примерно одинаковая, - рассказал "Известиям" президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин. - Нестроительные издержки в Подмосковье... там тоже есть. Строительные компании нам жаловались, что с точки зрения побочных расходов в области работать так же некомфортно, как и в столице. А разница в цене квартир, выставляемых на продажу, так велика потому, что в Москве спрос на жилье, естественно, больше, чем в том же подмосковном Рошале. Так что это плата скорее за место жительства, чем за сами стены".
Жилое строительство и жилищная политика Москвы
"Похоже, московским властям не избежать массового недовольства горожан, уже выстроившихся в очереди на приватизацию муниципального жилья", констатирует "Время новостей" в номере от 19 мая. "По крайней мере, как предупредил вчера председатель комитета по законодательству Госдумы РФ Павел Крашенинников, у московских чиновников после 1 марта 2010 года будет не больше двух месяцев для оформления договора по передаче прав собственности на жилье горожанам. При этом заявления жильцов и необходимый для приватизации пакет документов, по его словам, должны быть поданы в местные органы власти к установленному федеральным законом крайнему сроку... В мэрии Москвы рассчитывали получить существенную отсрочку на заключение договоров приватизации... О том, что документооборот потребует дополнительно "по крайней мере год", заявил вчера и руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Петр Сапрыкин. "Мы предлагаем дать нам, исполнительной власти, время, чтобы документы можно было оформить и после 1 марта 2010 года", - заявил г-н Сапрыкин. По его словам, было бы целесообразным вообще не устанавливать ограничения по времени, поскольку "объем документов будет большой". По данным департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы, на сегодняшний день в городе приватизировано порядка 2,26 млн квартир. В собственности московской мэрии остается около 780 тыс. квартир, большинство жильцов которых и выстроятся в ближайшее время в очередь на оформление прав собственников", пишет газета. "Как заявил заместитель министра экономического развития РФ Игорь Манылов, позиция правительства по срокам завершения бесплатной приватизации не изменилась. Главный аргумент в пользу сворачивания оформления государственного жилья в собственность россиян, по его словам, то, что этот процесс ведет к стремительному сужению объемов социального жилищного фонда. Кроме того, г-н Манылов, ссылаясь на данные "Росреестра", заявил, что в Москве "пробок" с оформлением прав на квартиру не будет... Однако, по мнению эксперта в области жилищного законодательства, депутата Госдумы Галины Хованской, право граждан, подавших заявку на оформление квартиры в собственность до окончания срока приватизации, вообще бесспорно. Как г-жа Хованская заявила "Времени новостей", ее больше беспокоит право тех, кто из-за кризиса с опозданием по меньшей мере на год получит социальное жилье или будет переселен из сносимых пятиэтажек. По ее мнению, в ситуации, когда государство сдвинуло сроки выполнения своих жилищных обязательств перед гражданами, разумно было бы отсрочить окончание бесплатной приватизации как минимум на два года. Или в целом сохранить это ограничение только для малоимущих граждан "с учетом появления этой категории в Жилищном кодексе как главных претендентов на социальное жилье".
"На фоне проходящего сегодня в Басманном суде столицы процесса над организаторами компании "Социальная инициатива", которая собирала с частных лиц деньги на долевое строительство жилья, мэр Москвы Юрий Лужков сделал по поводу столичных обманутых дольщиков. Он заявил, что обманутых дольщиков в столице уже нет", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 18 мая. ""В Москве больше нет обманутых дольщиков, я вам об этом докладываю", - сказал Лужков, обращаясь к председателю Счетной палаты РФ Сергею Степашину на научно-практическом семинаре "Органы государственного аудита в системе публичного управления регионами". При этом только от "Социальной инициативы" в столице пострадало более 800 соинвесторов строительства жилья".
"До конца этого года все обманутые дольщики, которым обещали помочь столичные власти, будут обеспечены жильем. Об этом заявил вчера на пресс-конференции первый заместитель руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Николай Федосеев", продолжает тему "Российская газета" в номере от 20 мая. "В столице насчитывается более трех тысяч людей, пострадавших от недобросовестных застройщиков. На ряд незаконченных объектов нашлись фирмы, которые взяли на себя обязательства по вводу недостроя в эксплуатацию и обеспечению обманутых граждан квартирами... По словам Федосеева, на сегодняшний день от пострадавших граждан поступило в правительство Москвы 1219 заявлений, из которых по 1023 уже приняты положительные решения. 117 заявлений отклонены Москонтролем, так как в них были признаки фальсификации или отсутствия документов, по некоторым еще нет окончательного решения... "Мы очень тщательно проверяли каждое обращение, - пояснил зам.руководителя департамента. - Ведь город обеспечивает людей не виртуальными, а реальными квадратными метрами за счет средств бюджета, то есть за счет средств налогоплательщиков". В настоящее время большая часть квартир для обманутых дольщиков уже построена и оформлена в собственность. Небольшая часть домов достраивается, но до конца 2009 года и в них отпразднуют новоселье", заверяет газета.
"В этом году в России планируется построить 52 млн. кв.м. жилья эконом-класса, при этом стоимость "квадрата" в нем не должна превышать 30 тыс. руб. Такие цифры озвучил в субботу министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. Впрочем, москвичей и петербуржцев это вряд ли коснется - тем, кто в обеих столицах стоит в очереди на жилье, предложено добровольно переезжать в новые квартиры, расположенные в области", пишут "Новые Известия" в номере от 18 мая. "В столице, по данным городского департамента жилищной политики и жилфонда, очередь на квартиры сегодня составляет 662 тыс. 697 человек (198 тыс.541 семей). Ежегодно эта очередь уменьшается примерно на 9-9,5 тыс., но одновременно и пополняется таким же количеством очередников на улучшение жилищных условий. Длительность пребывания в такой очереди составляет в зависимости от многих факторов от 5 до 20 лет. В пятницу парламентское большинство Госдумы приняло в первом чтении законопроект, который, по мнению его авторов, вызовет небывалый энтузиазм у москвичей и петербуржцев, желающих ускорить свое продвижение в этой длинной очереди. Фракция "Единая Россия" в гордом одиночестве проголосовала за законопроект, который предусматривает: жителям обеих столиц, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, может быть предоставлено с их согласия жилье на территории Московской и Ленинградской областей. Все прочие фракции голосовали против: по их мнению, такой подход будет способствовать коррупции, принцип добровольности переселения будет попираться. Но главное - законодатели выступили лоббистами строительных компаний, которые уже сейчас не хотят ни в Москве, ни в Питере строить дешевое жилье, а если закон будет принят, вообще откажутся от этого", пишет газета. ""Этот законопроект - не что иное, как выдавливание москвичей среднего класса из Москвы, - заявил "НИ" депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. - Потому что под вывеской заботы о горожанах здесь кроются только интересы строительного комплекса и олигархов. Говорят, что переселение будет исключительно добровольным. Но нам ли не знать, перед каким выбором в реальности будут поставлены очередники? Либо ты "сдаешь Москву", теряя при этом столичную прописку, пенсионные и прочие московские социальные льготы и в ближайшее время перебираешься в новую квартиру, либо до скончания своих дней стоишь в очереди. Фактически москвичам предлагают добровольно отказаться от права быть москвичами"".
Об опасности строительства жилых домов на месте бывших свалок "Известия" пишут в номере от 22 мая. "В апреле журналисты "Известий" посетили новый жилой район Москвы, который строится на месте Люберецких полей аэрации. И были поражены увиденным: первая линия домов, уже возведенных под крышу, находится буквально в 30-40 метрах от мусорного полигона "Некрасовка". Испугал нас не столько специфический вид из окон, сколько потенциально небезопасное соседство жилья (в большей степени социального, предназначенного для очередников, молодых семей и инвалидов) бок о бок со свалкой... Попытки получить комментарии в городском департаменте природопользования и охраны окружающей среды остались без ответа. Зато откликнулись строители. Разговор в кабинете первого заместителя руководителя департамента городского строительства Виктора Аистова, который курирует стройку в Люберецком районе, получился интересным - и для нас, и, что важнее, для будущих новоселов. ""Чистых" территорий под застройку внутри МКАДа почти не осталось. Сегодня мы вынуждены рекультивировать под нее земли, с которых выводятся свалки и промышленные объекты. Когда, к примеру, мы осваивали район Марьино, там такая же ситуация была. А сегодня люди здесь живут и радуются. Кстати, в прошлом году правительство России наградило группу специалистов, которые занимались рекультивацией и строительством на такой непростой территории, как Марьинские поля аэрации. Сейчас по той же схеме мы работаем и в Люберецком районе...", говорит Виктор Аистов. На вопрос "Известий" о полигоне ТБО "Некрасовка" Аистов ответил: "Полигон был закрыт для приема мусора распоряжением губернатора Мособласти в 2000 году. С этим полигоном мы сейчас тоже начали работать. Сегодня исследуем, как приспособить его для жизни. Планируем после рекультивации использовать его как природно-спортивный объект: здесь будут зона отдыха, небольшой стадион, гаражное строительство вдоль планируемой дороги. Может, горнолыжные трассы проложим..." По мнению специалистов, рекультивировать загрязненные территории дешевле, чем отселять пятиэтажки. "Работа полигона была приостановлена в 2000 году после того, как он загорелся, - рассказал "Известиям" замначальника Госадмтехнадзора Мособласти Андрей Гаркуша. - МЧС обязало область провести мероприятия по ликвидации последствий, завезти туда чистый грунт. Но владелец вместо грунта стал завозить стройотходы - естественно, за немалые деньги. Курган рос, начал видоизменяться ландшафт. Опять пришлось вмешиваться губернатору области. По его распоряжению мы занялись этим вопросом. Потребовали, чтобы завоз мусора прекратился... Сейчас вопрос о дальнейшей судьбе полигона решается между владельцами и властями области. Надо, конечно, потребовать от хозяина рекультивации загрязненных земель", цитирует газета слова специалиста. "Но, по информации "Известий", хозяева полигона вовсе не торопятся тратиться на работы по рекультивации. Напротив, пользуясь тем, что Москва и область затеяли вблизи полигона большое жилищное строительство, они ведут торг с чиновниками о выкупе свалки... по некоторым данным, речь идет о 24 миллионах долларов. И, скорее всего, если владельцы не пойдут на уступки, с ними придется судиться, на что могут уйти годы... К сожалению, связаться с владельцами полигона "Известиям" не удалось - один из учредителей ООО "Некрасовка" Семен Брозалевский сегодня живет в США, а все свои дела в России ведет через малоразговорчивых адвокатов".
Дорожно-транспортное строительство
"Столичным специалистам по дорожно-транспортному строительству пришлось затянуть пояса: бюджет, выделенный на эти работы, из-за кризиса был урезан почти вдвое - с 86 до 55 млрд. рублей. Впрочем, уже развернутое строительство будет закончено в срок, уверяют городские власти. Проблема в том, что жизненно необходимых для горожан шоссе и проспектов намного больше", пишут "Новые Известия" в номере от 19 мая. "Впрочем, дорожники обещают, что на строительство нехватка финансирования не повлияет и все начатые проекты будут закончены в срок. В первую очередь это относится к вылетным магистралям: на радиальные трассы решено сделать особый акцент. Как показали исследования, на уже реконструированных участках Большой Ленинградки, Варшавского и Дмитровского шоссе, а также на построенных участках Звенигородки существенно выросли и скорость движения, и пропускная способность. В этом году, несмотря на кризис, начнется строительство первого, южного дублера Кутузовского проспекта. А в перспективе дублеров получат все основные вылетные трассы. Наконец-то закончится реконструкция Крестовского путепровода, связывающего северо-восток столицы с центром города... "Летом продолжим работы на Мосфильмовской улице, - рассказывает "НИ" о планах властей руководитель столичного департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко... Как заявил Александр Левченко, "мы не будем начинать работы на тех участках, к которым еще не приступали. Решили повременить со строительством Южной и Северной рокад. Северная рокада будет иметь смысл только тогда, когда будет построена трасса Москва- Санкт-Петербург. Не будем начинать и строительство 1-го Красногвардейского проезда, поскольку сначала требуется предоставить квартиры в этом районе всем отселяемым местным жителям".
"Сроки завершения реконструкции одной из основных транспортных артерий столицы в очередной раз перенесены", со ссылкой на слова того же Александра Левченко сообщает "Время новостей" в номере от 22 мая. "Судя по словам г-на Левченко, ждать возможности без проблем проехать по Ленинградскому проспекту в центр города теперь придется минимум до 2012 года, когда планируется завершить развязку на площади Тверской заставы. Напомним, что это уже не первый перенос сроков окончания строительства. В прошлом году мэр Юрий Лужков согласился с тем, что реконструкция Большой Ленинградки будет полностью закончена не в 2009 году, как планировалось ранее, а в 2010-м. Неизбежность задержки специалисты объясняли техническими тонкостями строительства... Нынешние сложности, как выясняется, куда серьезнее. Как заявил на днях руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк, финансирование дорожного хозяйства в Москве в этом году не превысит 45 млрд руб. Это в два с лишним раза меньше прошлогоднего. Как рассказал "Времени новостей" председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов, инвестиции в строительный блок не относятся к так называемой защищенной части городского бюджета. И потому неудивительно, что именно эти расходные статьи подвергнутся секвестру в первую очередь", пишет газета. "Замораживание серьезных объектов очень дорого, это обойдется дороже, чем до конца достроить, поэтому работы прекращены не будут, но будут замедлены темпы строительства", - рассказали координаторы проекта "Большая Ленинградка", заверив, что при этом "паралича движения не будет".
Гаражное строительство
"В Москве создан оперативный штаб по вопросам гаражного строительства. Появятся ли теперь у москвичей дешевые гаражи и стоянки?", задает вопрос "Российская газета" в номере от 21 мая. "Первый рубеж намечен: в этом году Москва за счет своего бюджета замахнулась на строительство примерно полусотни паркингов, где разместятся 17,6 тысячи авто. Конечно, это капля в море. Но всего, с учетом денег инвесторов и москвичей, до конца года число машино-мест должно вырасти более существенно: аж на 133 тысячи. Упор гаражного строительства сделан на районы с массовой социальной застройкой... Город максимально упростил выделение земли под гаражи: теперь не обязательно проводить конкурс. И взял на себя расходы по проектировке современных парковок, а также обещает за счет городской казны обеспечивать инженерными коммуникациями", пишет газета. Правда, существуют препятствия финансового и психологического характера. "В прошлом году аналитики международной консалтинговой компании Colliers International подготовили обзор, согласно которому Москва вошла в четверку самых дорогих в мире столиц по такому экзотическому показателю, как дневная аренда парковочного места в деловом центре города. На первом месте лондонский Сити, где плата за день парковки достигает 68 долларов. В Москве день стоит, по этим данным, около 62 долларов... По большому счету, нет никакого смысла затевать массовое гаражное строительство, если не спустить цены с заоблачных высот до уровня, приемлемого для народных масс. Социологи утверждают, что сегодня среднестатистический москвич психологически готов выложить за машино-место не более 7 тысяч долларов. В таком сегменте предложений нет. Если, конечно, не брать в расчет "ракушки", которые рано или поздно снесут".
"Власти города планируют пристроить вертикальные автоматизированные парковки к торцу зданий", в свою очередь, сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 19 мая. "По информации столичного Стройкомплекса, в городе построят тысячи таких автостоянок. Первая недавно была открыта в районе Останкино. Высота парковки - 8 этажей, каждый из которых имеет площадь 10 на 10 "квадратов", где может уместиться 4 машины. Возвести такую стоянку можно за 30-35 дней, что позволит быстро и дешево решить проблему машиномест".
"По решению правительства Москвы в городе, несмотря на кризис, будет продолжаться проект "Народный гараж". Уже выделены 17 участков, а первые гаражи рассчитывают построить еще до конца нынешнего года. Жители получат машиноместа по цене на треть меньше, чем у коммерсантов, а столичные строители - работу, которой многие из них лишились за последнее время", продолжают тему "Новые Известия" в номере от 22 мая. ".Такие "народные гаражи" будут облагаться пониженными ставками налогов, а заказчикам (то есть самим жителям) не придется платить за подключение к коммуникациям. Благодаря этому, по расчетам московских властей, гаражи будут стоить на 20-30% дешевле коммерческих... Строить их можно будет также и на земельных участках, которые находятся в собственности или в аренде у юридических лиц. Участки уже определены, эта работа проводилась еще в прошлом и позапрошлом годах. Под строительство отведены 70 участков, по 17 участкам соответствующие инстанции уже дали добро на возведение гаражей. Массовое строительство гаражей может стать сегодня своеобразной палочкой-выручалочкой для строителей, которые страдают от нехватки заказов", пишет газета.
Реставрация и разрушение памятников архитектуры
"Распоряжением главы столичного стройкомплекса Владимира Ресина постановка памятников на охрану передана межведомственной комиссии под руководством автора распоряжения. До 1 января 2010 года комиссия должна решить судьбу всех выявленных памятников (более 1600 адресов) и всех объектов, заявленных на охрану (более 1000 адресов)", сообщают "Известия" в номере от 21 мая. "А теперь к тексту распоряжения. В нем поражает всё. Во-первых, в составе комиссии нет ни одного архитектора-реставратора, историка искусства, архивиста. 12 членов из 15 - чиновники правительства Москвы. Москвовед только один - археолог Александр Векслер, назначенный зампредом комиссии. Во-вторых, поражает последовательность предлагаемых действий. Даже не комиссия, а ее председатель рассматривает списки и представляет свои предложения Москомнаследию... именно так: строители будут предлагать экспертам по наследию, что считать памятником, а что - нет. А комитет охраны памятников по рекомендациям главы стройкомплекса просто изготовит проекты распоряжений... В-третьих, поражает один из мотивов, по которым объекту может быть отказано в статусе: наличие документации, согласованной до историко-культурной экспертизы. То есть наличие старого проекта, игнорирующего ценность здания. Не приходится сомневаться, что это главный мотив образования самой комиссии", констатирует газета. "Под выход ресинского распоряжения Москомнаследие собрало "круглый стол" с инвесторами. За столом четверо заместителей Шевчука сообщили гостям, что новый порядок рассмотрения заявок сократил их поток в 8 раз. Что заявки были средством торможения проектов. Что по закону строить парковки под памятниками нельзя, но если очень хочется, то можно. Что новая комиссия будет принимать во внимание, знал ли инвестор о ценности врученного ему памятника. То есть, если государство забыло сообщить инвестору об этом, тем хуже для памятника. Наиболее знатные инвесторы в ответ требовали за свои деньги только положительных экспертиз... Да, в кризис городской бюджет несет большие потери. И средства инвесторов нужны городу сегодня не меньше, чем в начале 90-х, говорит мэр. Вот только опять забывает при этом, что кризисы преходящи, а память вечна. В 90-е годы прошлого века Москва лишилась десятков ценнейших памятников истории и архитектуры. Сегодня есть угроза потерять сотни".