Российское представительство Международного фонда защиты животных (IFAW) призывает власти страны ввести мораторий на промысел гренландского тюленя, а также ограничить проход судов через места их залёжки. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, сегодня, 12 февраля, в московском офисе организации состоялась презентация акции "Не бей лежачего!".

По мнению члена-корреспондента РАН профессора Алексея Яблокова, если не прекратить добычу детёнышей гренландского тюленя, то через пару лет этих млекопитающих придётся заносить в Красную книгу как вымирающий вид. "Популяция тюленя неуклонно сокращается. Эта настоящая биологическая катастрофа. При сохранении таких темпов через несколько лет гренландский тюлень в Белом море может стать редкостью", - отметил ученый.

Яблоков считает, скоро в Белом море может остаться не более 150 тысяч особей, тогда как сейчас здесь обитает около 800 тысяч. Он назвал чудовищными утверждаемые госорганами квоты на зверобойный промысел. К примеру, в прошлом году было дано добро на добычу почти 140 тысяч детёнышей тюленя, хотя естественный приплод в том сезоне составил не более 114 тысяч. Для сравнения: в 2004 году количество новорожденных бельков составило 330 тысяч. Яблоков сказал, что популяцию можно оградить от полного истребления при сокращении промысловой квоты до 5% от всего стада. При этом профессор сослался на результаты научных исследований, которые показывают, что при таком подходе баланс вида не нарушается.

Удивление учёного вызывает позиция Норвегии, которая на 80% субсидирует охоту на бельков в России. Средства на эти цели поступают через государственный фонд "Инновация Норвегии". "Непонятно, почему Норвегия так активничает. Ведь с экономической точки зрения добыча гренландского тюленя невыгодна. Они тратят гораздо больше, чем могут получить от реализации их шкурок. Сейчас цена на них упала до 30 долларов США за штуку. Что хочет Норвегия в Белом море?", - задаётся вопросом Алексей Яблоков. Он сообщил, что надеется получить ответ от норвежского посла в России, к которому обратился с соответствующим письмом. У самого профессора есть два предположения на этот счёт. Во-первых, таким образом Норвегия пытается распространить своё влияние на эту часть России, во-вторых, в районе, где ведётся промысел, расположены полигоны для испытаний российских подводных лодок.

Кроме зверобойного промысла у беломорской популяции гренландского тюленя есть другие угрозы. Одной из причин сокращения стада является глобальное изменение климата. Как сказала директор представительства IFAW в России Мария Воронцова, особую обеспокоенность вызывает то, что в последние годы ледовый покров в Белом море образуется необычно поздно и остаётся очень тонким, что способствует резкому увеличению естественной смертности новорожденных. Ещё одна опасность для детёнышей гренландского тюленя исходит от судоходства. По бассейну Белого моря пролегает множество судоходных трасс. По подсчётам экологов, от одного прохода судна гибнет до тысячи бельков. Активисты IFAW предлагают установить ограничения на проход судов по залёжкам морских млекопитающих. Сейчас ледоколы регулярно проходят прямо по "родильным домам" тюленей и тем самым уничтожают льды с бельками.

"При разрушении льда, масштабном зверобойном промысле и таянии льдов, будущее популяции гренландского тюленя находится под угрозой", - считает Воронцова. По её словам, один из главных аргументов сторонников продолжения промысла заключается в том, что млекопитающие якобы съели всю рыбу в море. Этот тезис выдвинула Норвегия, чтобы оправдать охоту на тюленей. Хотя на самом деле ученые доказали, что основной тюленьей пищей является криль.

Глава российского представительства Международного фонда защиты животных также подвергла сомнению миф о том, что зверобойный промысел обеспечивает работой коренных жителей Крайнего Севера - поморов. Как сказала Воронцова, реально за месяц, что длится добыча, они могут заработать не более 200 американских долларов. "Альтернативным куда более стабильным источником благополучия этих людей может стать развитие экологического туризма. Одновременно надо помочь поморам восстановить такие исконные ремёсла, как сбор ягод и грибов", - отметила она. Первый опыт показал экономическую целесообразность развития экотуризма в регионе. На побережье Белого моря появились современные гостиницы, места в которых забронированы на несколько месяцев вперёд. И это несмотря на то, что туры на Север стоят 5 тысяч евро. Благодаря туризму местные жители получили хороший заработок.

Мария Воронцова сообщила, что 15 марта в России пройдет День белька. В этот день в разных городах состоятся акции в поддержку запрета промысла детёнышей гренландского тюленя.