"Конституцию менять можно и нужно, тогда, когда к этому возникают соответствующие предпосылки", - заявил первый заместитель председателя Государственной думы РФ Олег Морозов ("Единая Россия"). Как передает корреспондент ИА REGNUM в ходе обсуждения поправок к Конституции по увеличению сроков полномочий президента РФ и Госдумы, Морозов отметил, что "главная из этих предпосылок - это появление в стране осмысленного экономического и политического курса, рассчитанного на длительную перспективу".

Морозов отметил, что поправки служат повышению роли президентской власти. "Мы были есть и остаемся президентской республикой" - заявил первый вице-спикер Госдумы.

Говоря о необходимости принять изменения в основной закон государства, Морозов отметил, что если все останется как есть, следующий после 2011 года выборный цикл, где сблизятся выборы президента и парламента, будет в 2041 году. "Но даже важнее другое, важнее то, что мы не допускаем ситуацию, когда одновременно меняются полномочия и думы, и президента, ну, и фактически правительства, потому что президент вносит на рассмотрение новый состав правительства", - заявил Морозов.

А вот вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский (ЛДПР) отметил, что развести выборы президента и Госдумы по срокам можно и без изменений в основной закон страны. "Что нам мешало в марте 2007 года провести выборы? В марте восьмого избрали бы президента - был бы нормальный разрыв один год", - сказал вице-спикер Госдумы.

Жириновский считает, что изменения в Конституцию назрели. По словам лидера ЛДПР, когда переписывали американскую конституцию для России, "взяли полностью преамбулу: мы, многонациональный народ Российской Федерации". "Мы бы с удовольствием поддержали поправку к преамбуле: мы, русские и другие народы Российской Федерации", - заявил Жириновский. "Самая главная поправка, которую в перспективе надо вносить в Конституцию - это территориальное устройство страны. Наша беда в этом заключается, отсюда терроризм и отсюда слабость борьбы с коррупцией", - заявил также Жириновский.

КПРФ считает опасными изменения в Конституцию, касающиеся продления срока президентских полномочий. "Мы не можем голосовать за увеличение срока полномочий президента, коли в стране сложилось жесткое авторитарное правление. Концентрация власти в одних руках достигла неимоверных размеров. И нет никаких противовесов против этого абсолютизма, который у нас установился", - сказал депутат. "Если вы посмотрите процедуру отрешения президента от занимаемой должности, то фактически она нереализуема в нашей стране. Какая же гарантия от деятельности одной личности, от президента? Абсолютно никаких - авторитарное правление", - заявил Илюхин.

"Принимать такие изменения в конституцию просто опасно и не допустимо", - резюмировал депутат.

В то же время в ходе обсуждения поправок депутат Госдумы Сергей Иванов (ЛДПР) предположил, что по новому закону думу на пять лет, а президента на шесть лет избрали. "Дума год проработала, в течение которого по конституции нельзя её распустить, а после года работы президент распускает Госдуму - опять получается сроки совпадают - и так пять лет остается и тут пять", - сказал Иванов.

Отвечая на этот "теоретический" вопрос, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин ("Единая Россия") заявил, что "очень сложно в жизни говорить никогда" и пригласил Иванова в МГУ. "Я думаю, что такого рода конституционные казусы обычно разбираются на семинарах после лекций по государственному праву. С удовольствием хотел бы пригласить вас в Московский государственный университет (МГУ) проанализировать ситуацию", - ответил глава профильного комитета.

Вице-спикер Госдумы Александр Бабаков ("Справедливая Россия") отметил, что в абсолютном большинстве демократических государств, в которых президент избирается не парламентам, а непосредственно избирателями или коллегией выборщиков, нет такой роскоши как избрание главы государства на четыре года. "Единственным достойным внимания исключением является США с её более чем двухсотлетней историей демократии. А, например, в Финляндии, Мексике президента избирают на 6 лет, в Португалии и Франции - на пять. Причем, как вы знаете, на протяжении всего демократического пути развития длиной больше 50 лет президент Франции избирался даже на семь лет", - сказал Бабаков.

По мнению Бабакова, не случайно, президент в своем послании наметил "важнейшие стратегические ориентиры, достичь которых за год-два просто нереально". "Это касается и судебной реформы, и изменения базовой конфигурации международных отношений, новой роли финансовых институтов. Мы голосуем за то, чтобы дать возможность все это сделать, мы голосуем за то, чтобы дать стране время на это", - заявил Бабаков.

Комментируя одобрение законопроектов, депутат Госдумы Светлана Хоркина ("Единая Россия") заявила, что срока в шесть лет "безусловно, хватит, чтобы понять, заслуживает ли он второго срока или нет". В свете надвигающих экономических перемен следует "отойти от постоянной борьбы за политические пьедесталы, и перейти к конкретному решению проблем населения". "Тогда, в далеком 1993 году, Конституцию принимали практически сразу после октябрьского политического конфликта, поэтому думать над практическими сторонами 4-летних сроков полномочий президента и депутатов Госдумы было особо некогда. Это был политический эксперимент, который, пусть и не сразу, но все же привел Россию к демократическому благополучию", - сказала Хоркина.

Как сообщало ранее ИА REGNUM одобренными в первом чтении поправками к Конституции устанавливается, что президент избирается сроком на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а Госдума - на 5 лет. Причем закон Российской Федерации о поправке к Конституции применяется в отношении президента и Госдумы, которые избраны после его вступления в силу, сказано в одобренном документе.

Госдума также в первом чтении поддержала поправки в законодательство "О контрольных полномочиях Государственной думы в отношении правительства РФ". Документом дополняется перечень вопросов, отнесенных к ведению нижней палаты парламента, положением, согласно которому палата рассматривает ежегодные отчеты правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой. Эти отчеты ежегодно представляются Госдуме правительством.

Комментируя принятие законопроектов, спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что во втором и в третьем чтениях поправки к Конституции Госдума обсудит уже на следующей неделе. А вот рассмотрение законопроекта, предусматривающего внесение поправок в конституционный закон "О правительстве РФ", может затянуться. "Не исключено, что подготовка ко второму чтению в отношении этого документа будет более длительная", - сказал Грызлов.