5 июня в Чувашии в рамках обсуждения реализации комплексного проекта модернизации образования был поднят вопрос о сохранении национального языка и национальной самоидентификации народа, передает корреспондент ИА REGNUM. "Сохранение национальной идентичности - это не задача федерального чиновника, он не имеет права вмешиваться в эти процессы. Это процессы жизни самого народа, он сохраняет язык. Государство должно создать условия, не мешающие сохранению языка, но будет ли язык жить и развиваться - персонально от президента, премьер-министра или министра образования не зависит. Языки сохраняются силами народов", - подчеркнул на пресс-конференции в Чебоксарах Владимир Бацын, эксперт Института проблем образовательной политики "Эврика", выступающего федеральным координатором проекта модернизации образования в России.

Он отметил, что в мире происходит колоссальный кризис в языковой сфере: сейчас существует около 7 тыс. "живых" языков, но есть исследования, согласно которым во второй половине их останется не более 600. "Этот процесс объективно будет продолжаться. Языки умирают как бы естественно: либо мало носителей, либо они не востребованы. Мне очень нравится формула: только тот народ может надеяться на сохранение своей идентичности в будущем, который сможет выразить на родном языке общечеловеческие, культурные ценности. Замыкание в своей культуре смерти подобно. Выйти из своего культурного пространства и войти в поликультурное, взглянуть на мир глазами своего народа - чрезвычайно важная и сложная задача. Речь должна идти о так называемом поликультурном образовании, построенном на межкультурном диалоге, в открытом мире, где в результате колоссальных миграционных процессов происходит соединение в одних коллективах людей разных культур, разных традиций. Человек, чтобы быть успешным, вынужден быть поликультурным, открытым", - сказал Бацын, отметив, что в Чувашии в системе образования чувашский язык поддерживается. Эксперт сказал, что важно также правильно готовить учителей.

Напомним, что родной язык в республике преподают 1040 учителей, из которых 98% имеют высшее образование, более 80% - квалификационные категории.

Всего в Чувашии живут представители 97 национальностей, действуют 22 национально-культурных объединения. В республике работают 344 чувашских, 177 русских, 17 татарских и 4 мордовских школы. В 1-5 классах чувашских, татарских национальных школ обучение ведется на родном языке. Работают армянская, еврейская, немецкая, татарская воскресные школы, где дети изучают родной язык, культуру и обычаи своего народа.