Законопроект, существенно изменяющий регулирование деятельности Совета безопасности, внесен в Государственную думу РФ членом Совета Федерации Анатолием Коробейниковым. Как передает корреспондент ИА REGNUM 30 декабря, законопроектом "О Совете безопасности РФ" определяются основные функции Совета безопасности - стратегическое целеполагание и координация всех органов власти в вопросах выработки и реализации государственной политики в сфере безопасного развития страны.

"Известно, что функции Совбеза определены в законе "О безопасности". Но в реальной практике нынешний Совбез не пользуется и этими функциями. Его оперативные встречи у президента РФ не обеспечивают глобальные национальные интересы России потому, что этот орган сегодня не является ни механизмом управления стратегическими приоритетами, ни инструментом их коллегиального вычленения из череды повседневности", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В документе также отмечается, что Совету безопасности не свойствен тщательный анализ складывающейся стратегической обстановки в стране и за рубежом, выявление в этом процессе базовых тенденций развития современного мира, что не позволяет увидеть систему опасностей, (а не только отдельных вызовов) самому существованию России и сформулировать необходимую нашей стране перспективную национальную стратегию и на ее базе - главные составляющие внутренней и внешней политики.

В соответствии с Конституцией президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности. Вместе с тем, по мысли автора законопроекта, стране требуется общенациональный коллегиальный орган, который усилит позиции России во внутриполитической и международной сфере. "Держать страну на плаву усилиями одного президента, даже при его высоком рейтинге, трудно и даже опасно. Глава государства должен опираться не только на свои конституционные полномочия, но и на эффективный государственный координационный механизм их осуществления. Отсутствие такого механизма оборачивается нестратегичностью курса высших эшелонов власти", - говорится в документе.

Законопроект существенно изменяет регулирование деятельности Совета безопасности. Документом предлагается трехуровневая структура органов Совбеза. Высшим органом его является сам Совет безопасности, который решает вопросы на пленарных заседаниях. Второй уровень составляют коллегии Совета безопасности. Предлагается создать две коллегии: коллегию Совета безопасности по внутренней политике и коллегию Совета безопасности по внешней политике. Третий уровень - уже существующие межведомственные комиссии Совета безопасности.

Законопроектом предлагается придать решениям Совбеза и его органов самостоятельный характер. В связи с провозглашенным в законопроекте новым отношением к месту Совбеза в системе конституционного партнерства, его роли и статусу, предлагается изменить механизмы обеспечения его деятельности. Как следует из законопроекта, Совбез - коллегиальный орган. В части административного сопровождения - это самостоятельный аппарат Совета безопасности, выведенный из структуры администрации президента.

По мнению Коробейникова, Совбез не может оставаться оперативной машиной. Он должен руководствоваться более перспективной, коллективно вырабатываемой внутренней и внешней стратегией, которая не должна оперировать сроками трехлетнего бюджета или четырехлетних выборов, а просчитываться на десятилетия.

По мнению автора законопроекта, Совбез должен стать органом стратегического планирования геополитических, геоэкономических и иных глобальных решений, касающихся защиты долгосрочных национальных и международных интересов России. Он призван стать эффективно работающим механизмом координации, который мог бы, в буквальном смысле слова, навязывать межведомственность, требовать, контролировать и информировать общество о том, что государственный подход осуществляется в обязательном порядке всеми без исключения структурами исполнительной власти.