Основными проблемами, сдерживающими развитие российской экономики являются:

дефицит современной транспортной инфраструктуры (недостаточно развитая система экспортных нефте- и газопроводов, низкая обеспеченность дорожным покрытием, неразвитость аэродромной сети и портового хозяйства);

высокая загрузка энергетической системы, что стало серьезным тормозом роста новых производств в таких динамичных регионах, как Москва, Северо-Запад, ряд областей Урала и Западной Сибири;

технологическое отставание не только от развитых стран, но, по ряду направлений, и от новых динамично развивающихся индустриальных экономик.

Об этом говорится в прогнозе социально-экономического развития РФ на период до 2010 года, распространенном министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ 18 апреля.

По мнению министерства, "все эти факторы предопределяют настоятельную необходимость смены модели экономического развития в 2008-2010 годах в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности".

В прогнозе отмечается, что если экономика продолжит развиваться по инерционному сценарию, то рост ВВП в 2010 году составит 5,2%, в случае смены модели - 6,2%. При этом оба варианта исходят из стоимости барреля нефти 55 долларов США в 2007 году, 53 доллара США в 2008 году со снижением до 52 и 50 долларов за баррель в 2009-2010 годах.

Если же нефть подешевеет в этом году до 49 долл за баррель с продолжением снижения до 41 и 39 долл. в 2009-2010 годах, темпы роста ВВП не превысят 5,4-5,5% даже при улучшении конкурентоспособности отечественного бизнеса. Если же, напротив, цена на нефть Urals в 2007 году составит 55 долл. за баррель, а в 2008-2010 году увеличивается до 62 долл, то ВВП в 2010 году вырастет на 6,3%.

Дальнейшее, более значительное, повышение цен на нефть Urals уже не оказывает заметного влияния на рост экономики, говорится в прогнозе МЭРТ.