С 1 февраля вступает в силу постановление правительства от 15 декабря 2006 № 770, которым были внесены изменения в правила продажи алкоголя. В соответствии с этими изменениями, начиная с 1 февраля не допускается розничная продажа алкогольной продукции, "если на потребительской таре единицы продукции отсутствует предупреждающая надпись о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции для здоровья человека, а также информация о противопоказаниях к ее употреблению, содержание которой устанавливает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации" - такая формулировка содержалась в приказе №49 от 19 января 2007 года, подписанном министром здравоохранения РФ Михаилом Зурабовым.

Стоит отметить, что надпись о ряде противопоказаний и предупреждение о вреде здоровью в случае чрезмерного употребления алкоголя содержались на этикетах и раньше, согласно действующему законодательству. В связи с этим приказ Минздрава вызвал недоумение у производителей алкогольной продукции и членов экспертного сообщества.

Как пояснил корреспонденту ИА REGNUM президент Национальной алкогольной ассоциации (НАА), председатель экспертного совета по вопросам госрегулирования производства и оборота алкоголя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Павел Шапкин, приказ Минздравсоцразвития России содержит лишь требование, чтобы на таре содержалась надпись о вреде алкоголя. Точных требований к этой надписи приказ не содержит. А в письме Роспотребнадзора от 30 января за подписью главы этого ведомства Геннадия Онищенко предписывается: "В ходе проверки соблюдения хозяйствующими субъектами правил розничной продажи алкогольной продукции, необходимо, начиная с 1 февраля 2007 года, среди прочего осуществлять контроль и надзор за ходом исполнения положений постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 № 770 в части наличия на потребительской таре каждой единицы реализуемой алкогольной продукции предупредительной надписи утвержденного Минздравсоцразвития России содержания (взамен соответствующих надписей на тот же счет, используемых в настоящее время), имея в виду, что только полное отсутствие информации о противопоказаниях к применению алкогольной продукции может служить основанием для применения к указанным субъектам соответствующих мер административной ответственности. При этом факт наличия на потребительской таре информации о противопоказаниях к ее применению иного содержания, в любом случае (вплоть до полного перехода к единообразному тексту предупредительной надписи) не должен служить основанием для изъятия алкогольной продукции из оборота".

Таким образом, изымать из продажи алкоголь со старыми этикетками не будут, констатировал Шапкин: бутылки с этикетками нового образца будут продаваться наряду со старыми. Роспотребнадзор не ставил перед собой задачу спровоцировать сворачивание торговой сети. Но, подчеркнул президент НАА, есть один момент, который необходимо учитывать: если с размещением на этикетке информации о противопоказаниях проблемы нет, то "разбуженная" норма об указании содержания вредных веществ может значительно затруднить реализацию спиртных напитков. "По каким критериям определять вредность или невредность компонентов? Вреден или не вреден вообще этиловый спирт? Как разместить всю эту информацию на бутылке? - задается вопросом Шапкин. - В настоящее время содержание вредных веществ контролируется в соответствии со стандартами, техническими регламентами. Но как подробно информировать об этом потребителя - Роспотребнадзор не уточняет. В этом отношении могут последовать санкции, возникнут проблемы, но каковы будут конкретные последствия - пока неясно. Поживем - увидим".

Напомним, что нарушения установленных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а так же пива и напитков, изготовленных на его основе, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда, с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, или без таковой. А для юридических лиц размер штрафа составляет от 30 до 400 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией или без.