Совсем скоро в Чебоксарах можно будет прогуляться по парку "Дорисса", в перспективе - свернуть на улицу "Лукойла" и промчаться по трассе "ЧПОПАТ". Как передает корреспондент ИА REGNUM, такая инициатива была предпринята на самом официальном уровне. Все началось год назад, когда в Чебоксарах впервые объявили конкурс "Меценат года". В Положение об условиях его проведения была внесена и такая строчка: "Оргкомитет конкурса ходатайствует перед администрацией города Чебоксары о возможном присвоении имени победителя конкурса "Меценат года" улице, аллее города в соответствии с действующим законодательством".

Какое законодательство имелось в виду, не указано, и сколько корреспондент ИА REGNUM ни искал в интернете такой документ, обнаружить ничего не удалось. За исключением закона "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена", принятого правительством Москвы 8 октября 1997 года. В нем написано, что "присвоение улицам имен известных людей может производиться по истечении не менее десяти лет со дня смерти". И сделано это не случайно: история рассудит, заслужил ли тот или иной человек такой чести. Даже прошлогодний скандал с наименованием улицы Кадырова в Москве сошел на нет, когда в обсуждение включилась общественность.

В любом случае, московский закон устроители конкурса в Чувашии никак не могли иметь в виду - не только по территориальной причине, но и по сути документа. В самом деле, не собирались же авторы Положения ждать кончины победителя, а потом - еще 10 лет, чтобы "ходатайствовать... о возможном присвоении его имени улице или аллее города".

Победителем первого конкурса стал генеральный директор ОАО "Дорисс" Игорь Рощин. Его именем и предложил кто-то из членов комиссии назвать один из скверов столицы Чувашии. Правда, потом все-таки было принято другое решение. Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM заместитель главы администрации Чебоксар по градостроительству и реконструкции города Алексей Черкасов, комиссия пришла к выводу, что "и трудовой коллектив достоин благодарности, поэтому все-таки решили отдать почести всему предприятию".

Так, вместо Рощинской рощи в Чебоксарах появился парк Дорисса. По словам Алексея Черкасова, меценату 2005 года сразу же предложили взять под свою опеку какой-нибудь объект города. "Чтобы не получилось так, что мецената объявили, грамоту вручили, а через год об этом все забыли", - объяснил замглавы. И продолжил: "Это же должно остаться в памяти людей. Нужно поддерживать это направление - меценатство. Мы и решили присвоить названия скверам, паркам, бульварам и т.п. Но опять же - с хитринкой: если даем имя Дорисс, то "Дорисс" и будет ухаживать, вносить постоянно какой-то вклад в этот парк".

По словам Черкасова, уже есть проект благоустройства парка, и "Дорисс" приступил к его реализации. Нетрудно догадаться, что начать решили с названия - сооружения входной композиции (вместо ворот), на которой и будет красоваться имя предприятия. Затем "ОАО "Дорисс" будет насыщать парк скамейками, урнами, сооружениями так называемой малой архитектурной формы. Возможно, вскоре здесь появятся киоски по продаже, например, кваса.

На вопрос о том, не опасаются ли власти ситуации, что любой - в том числе криминальный авторитет - за энную сумму может купить собственное имя на табличке с названием улицы или какого-нибудь парка, Черкасов ответил отрицательно. Решение принимается коллегиально на комиссии, пояснил заместитель мэра.

За комментариями ИА REGNUM обратилось к политикам и общественным деятелям.

Валентин Шурчанов, главный редактор газеты "Правда", первый секретарь Чувашского рескома КПРФ: "Я принципиально против наименования улиц и парков именами победителей каких бы то ни было конкурсов, тем более - среди меценатов. Это что, конкурс среди тех, кто больше дал? Наименование должно происходить историческим путем. Народ оценит роль личности в истории, как это произошло, например, с Третьяковской галерей. В мировой практике нет случаев, чтобы названия олигархических структур присваивались общественным местам. Дорисс... Лукойл ЮКОС... Сегодня мало кого можно назвать меценатом, потому что меценатство - это когда в общее благое дело вкладываются личные деньги".

Андрей Броницын, депутат Госдумы России, координатор Чувашского регионального отделения ЛДПР: "Я не против идеи наименования парка названием предприятия, если только оно возьмет на себя обязательства содержать его в надлежащем виде. Однако при этом следует учесть, что завтра, к примеру, предприятие может обанкротиться. Поэтому я считаю, что совсем не обязательно вносить юридические изменения в план города. Достаточно таблички - что за этим парком ухаживает "Дорисс", к примеру. Если он не справится с этими функциями, табличку можно заменить на любую другую. Разумеется, это не должно распространяться на крупные территории. В общем, этот вопрос надо основательно продумать, чтобы не получилось чехарды с переименованиями".

Игорь Кушев, депутат Госсовета Чувашии: "Вся эта история с наименованиями парка Рощина-Дорисса напомнила стихи классика, которые, если перефразировать, звучали бы так: "Не говорила роща золотая, что Рощинской всегда хотела стать"... В Чувашии был единственный случай, когда улица и парк носили имя человека еще при его жизни. Я имею в виду космонавта Андрияна Николаева. Но это, согласитесь, легендарная личность, и его вклад в развитие республики и страны трудно переоценить. Строительная компания Дорисс - не лучше и не хуже всех остальных. Гендиректор этой фирмы - Игорь Рощин, безусловно, уважаемая личность, но ведь есть и другие методы поощрения. Скажем, звания "заслуженный экономист республики", "почетный гражданин города" и т.п. По-моему, давать парку имя предприятия - это уже перебор. Сегодня, при мэре Емельянове появится парк Дорисса, завтра, при другом мэре, - парк еще какого-нибудь олигарха... Ну а если изменится политическая ситуация? Можете себе представить, если бы, например, существовал парк ЮКОСа... История расставит все по своим местам, а для этого должно пройти какое-то время".

Разговоры о создании в Чувашии прижизненных памятников шли и раньше. В частности, волна таких предложений поднялась прошлой осенью, когда столичная мэрия объявила конкурс на лучшее название нового бульвара, созданного в центре города, на 30-й автодороге. Тогда поступило достаточно предложений назвать бульвар именем первого и ныне действующего президента Федорова. Власти же поступили мудро, присвоив бульвару более общее название - Президентский.

Желание руководства города заработать, потрясти "денежные мешки" - вполне понятно (не для себя же, в самом деле, стараются - для казны). Но, наверное, можно это делать более цивильным способом, давно апробированным на Западе. Например, за определенную сумму класть в тех же парках плиты с выбитыми на них именами. Можно, кстати, целую Аллею меценатов в городе создать. В любом случае, это будет правильнее, нежели плодить в городе Рощинские рощи. Потомки, скорее всего, вряд ли скажут нам за это "спасибо".