В редакцию ИА REGNUM позвонил г-н Юрий Максимов, представившийся "ответственным за связи с общественностью церкви саентологии в СНГ". Юрий Максимов выразил свое несогласие с текстом сообщения ИА REGNUM от 28 апреля 2005 года. В тексте содержалась информация о круглом столе в Перми, посвященном взаимодействию государства и общества в борьбе с коррупцией, и приводились слова муфтия Прикамья Мухаммедгали Хузина, в которых он охарактеризовал саентологию как "враждебную секту" и "деструктивное течение". Юрий Максимов попросил нас исправить эту информацию и прислал текст своего заявления, который мы, с сохранением орфографии и пунктуации автора, публикуем ниже. Прокомментировать заявление Максимова ИА REGNUM попросило профессора Московской Духовной Академии диакона Андрея Кураева.

Заявление Юрия Максимова

"Термин "враждебные секты", примененный по отношению к Саентологии, признанной религией во многих станах мира, является ложью, и оскорбляет чувства верующих Саентологов. Саентологическая религия не только терпимо относиться к верующим разных конфессий, но и рада появлению в среде людей имеющих другие вероисповедания. Саентологи в своей общественной деятельности активно стремятся к сотрудничеству с различными религиями. Предлагая решения для общечеловеческих проблем, Саентология активно обращается в общество. Свидетельством чему кампания добровольных священников церкви, проходящая по всему миру.

Так же использование такого названия как "деструктивное течение", совершенно противоречит здравому смыслу. Саентология является единственной ведущей религией, появившейся в последнее время, которая предлагает совершенно реальный путь возрождения духовного потенциала человека. Миллионы прихожан церкви саентологии, свидетельствуют об успехах полученных с помощью саентологии. Кодексы и вероучения саентологии соответствуют самым высоким критериям норм морали и нравственности, принятым в современном обществе.

Совсем уже откровенная ложь, о том что, "саентология запрещена во многих странах мира", Саентология получила официальное религиозное признание в следующих странах: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, США, Швеция, Венгрия, Португалия, Казахстан, Киргизстан, Словения, Индия, Албания, Коста-Рика, Эквадор, Тайвань, Филиппины, Хорватия и Венесуэла.

Так же, например в США Саентология как любая другая религиозная организация освобождена от налогов."

Комментарий профессора МДА диакона Андрея Кураева

ИА REGNUM: Отец Андрей, какое определение вы могли бы дать саентологии как учению и организации?

Деятельность этой организации запрещена во многих странах. Например, в Германии она поставлена под надзор полиции, в Греции ее запретил апелляционный суд в 1998 году. Проблемы у саентологов есть и в ряде других стран. Что касается определения саентологии как "деструктивного течения", то я думаю, что это вполне корректно. Мировая психиатрическая практика знает немало случаев, когда люди, слишком глубоко погружавшиеся в мир саентологии, получали серьезные психические расстройства.

Тот факт, что в нашем законодательстве отсутствуют определения понятий "секта", "тоталитарная секта" и "деструктивный культ", не означает, что мы, граждане России, не имеем права употреблять эти термины. Например, в законодательстве России нет определения понятия "арбуз", но из этого не следует, что к арбузу мы не имеем права прикасаться. Точно так же и здесь. Саентологи протестуют не против официального государственного документа, а, в данном случае, против выступления мусульманского муфтия, который имеет полное право, как гражданин и верующий человек, давать оценку различного рода общественно-культурным феноменам, в том числе и таким, которые он считает необходимым квалифицировать в качестве "деструктивных сект".

ИА REGNUM: Как вы относитесь к тому, что ряд экспертов предлагает пользоваться более нейтральным термином "новые религиозные движения" в отношении организаций, исповедующих нетрадиционные религии?

Вопрос в том, где именно использовать этот термин. Можно пользоваться им в государственных правовых документах. Но есть такие слова, в которые мы заведомо вкладываем предостерегающий смысл. Слово "секта" для меня связано с опасностью. И если я хочу предупредить людей об опасности, я употребляю адекватное слово.

ИА REGNUM: Нужно ли в этом случае различать "новые религиозные движения" и "тоталитарные секты"?

Разумеется. Потому что "тоталитарная секта" - гораздо более узкое понятие. Далеко не все новые религиозные движения, возникшие во второй половине 20 века, носят тоталитарный характер. Например, движение последователей Анастасии или культ Порфирия Иванова, несомненно, являются типичными сектами, но нет основания считать, что там есть четкая структура, которая контролирует жизнь каждого адепта. А у саентологов такая структура есть. Структура, в которой задействованы четкие механизмы контроля над сознанием и поведением каждого отдельного человека.

ИА REGNUM: Отец Андрей, как вы прокомментируете заявление Юрия Максимова, ответственного за связи с общественностью Церкви Саентологии в СНГ, о том, что "саентология является единственной ведущей религией, появившейся в последнее время, которая предлагает совершенно реальный путь возрождения духовного потенциала человека"?

Для здравомыслящего человека подобное заявление уже должно быть сигналом тревоги. Особенно в нашей стране, которая в советский период уже надышалась "единственно верным и единственно научным учением". Такого рода декларация выдает неспособность автора смотреть на себя со стороны и адекватно оценивать общество, в котором он живет.

ИА REGNUM: Можно ли говорить о том, что деятельность этой организации в России представляет опасность?

Как и большинство подобных сект, саентологи представляют опасность для тех, кто поддается их влиянию. И таких людей, неспособных отличить плохую фантазию от серьезной науки, жалко. Когда фантастические построения Хаббарда, не имевшего ни научных степеней, ни нормального образования, которые он придумал для использования в коммерческих целях, преподносятся как высшее достижение человеческого разума - это нехорошо. Так же нехорошо, когда саентологи начинают лжесвидетельствовать о своем благодушном отношении ко всем религиям и к науке. Потому что потом, по мере того, как неофит саентологии погружается во все новые и новые круги посвящения, оказывается, что на самом деле позиция саентологов весьма конфликтна. И любой человек, несогласный с их позицией, определяется этой сектой, как "потенциальный источник неприятностей".

ИА REGNUM: Отец Андрей, как вы полагаете, есть ли методологическое сходство в деятельности организации Григория Грабового и "церкви саентологии"?

Нет. Я думаю, методика у них разная. Саентологи делают больший акцент на личное общение с человеком, а не на публичное воздействие.