Динамичное развитие сотрудничества России и Финляндии отметили уполномоченные двух стран по Сайменскому каналу во время встречи в Москве. Об этом 15 апреля сообщает пресс-служба Росморречфлота.

С российской стороны во встрече принял участие заместитель министра транспорта РФ — руководитель Росморречфлота Юрий Цветков, с финской — статс-секретарь министерств транспорта и связи Финляндии Харри Пурсиайнен.

«Российская сторона проинформировала об окончании работ по реализации проекта организации дорожного движения на автодороге, проходящей по арендуемой Финляндской Республикой территории. Теперь на указанной дороге установлены дорожные знаки российского образца и ГИБДД России в полной мере осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения», — говорится в сообщении.

В свою очередь, представители делегации из Финляндии сообщили о проекте моделирования подходного фарватера Сайменского канала в связи с увеличением габаритов судов.

Также в ходе встречи определён регламент взаимодействия уполномоченных двух стран по Сайменскому каналу. Они будут встречаться два раза в год в январе и июне. Следующая встреча намечена на июнь текущего года на арендуемой Финляндией территории.

Напомним, судоходный канал, соединяющий озеро Сайма в юго-восточной части Финляндии и Выборгский залив в России, был открыт в 1856 году. Масштабная реконструкция канала прошла в 1963—1968 годах, сегодня он имеет общую протяжённость с морским фарватером — 57,3 км, из которых Финляндии принадлежат 23,3 км, России — 34 км.

Сайменский канал стал для юго-восточной Финляндии ключевой транспортной артерией, которая обеспечивает доступ местных товаров на мировой рынок и способствует экономическому росту региона и страны в целом. Только за 50 лет после реконструкции канала по нему перевезено более 60 млн тонн грузов.

Управление гидротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются финской стороной, поддержание в судоходном состоянии подходного фарватера — российской. Максимальная проектная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в оба направления, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн тонн. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по согласованию сторон в зависимости от ледовых условий. Движение осуществляется круглосуточно.

Финляндия арендует 19,6 км российской части канала и прилегающую территорию. Первый договор аренды сроком на 50 лет был заключён 27 сентября 1962 года в Москве. По договору Финляндия приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а СССР — построить на этом канале мосты и некоторые другие сооружения. Реконструкция началась в 1963 году. 5 августа 1968 года реконструированный канал был открыт президентом Финляндии Урхо Кекконеном со словами о дружбе между двумя соседними народами, которая «здесь, на Сайменском канале, отлита в бетоне и высечена в скалах».

В 2010 году подписан новый договор аренды российской части Сайменского канала, который вступил в силу 17 февраля 2012 года. Срок аренды — до 2063 года.