Как сообщили некоторые американские СМИ со ссылкой, как это у них нередко водится, на анонимные источники, чиновники Евросоюза до конца 2016 года с высокой вероятностью продлят антироссийские санкции еще на шесть месяцев. Отчасти, по сообщениям СМИ, это связано с визитом уходящего президента Барака Обамы в Европу, где он убеждал лидеров Германии и Франции не отступать от политики санкций даже после избрания Трампа новым президентом.

Дональд Трамп во время избирательной кампании говорил, хотя и осторожно, о необходимости «снятия санкций с Москвы», не конкретизируя, о каких именно санкциях идет речь. Однако президент России Владимир Путин к обещаниям Трампа отнесся достаточно осторожно, заявив в ходе саммита АТЭС в Перу, что между предвыборными обещаниями и реальной политикой «есть разница». Проблема для России заключается не столько в необходимости отмены санкций, а в том, что отмена, если она состоится в ближайшее время, принесет нашей стране больше головной боли, чем выгод. Во-первых, потому, что отмена санкций ЕС должна будет, по логике, привести к отмене продовольственного эмбарго. А это сейчас делать невыгодно.

Даже некоторые европейские СМИ признают, что сегодня, например, в Москве минимум 80% продовольственных товаров произведены в России, в то время как еще в 2013 году полки продуктовых магазинов были заполнены российскими продуктами в лучшем случае наполовину. Во-вторых, санкции против нефтяных компаний приводят к тому, что сокращается объем инвестиций в нефтедобычу. По оценкам МЭА, в 2016 году инвестиции в сектор добычи и геологоразведки в мире упадут примерно на 8%, и немалый вклад в эту ситуацию внесут санкции против «Роснефти» и «Газпром нефти». А сокращение инвестиций в добычу нефти подразумевает сокращение объемов добычи в будущем и, соответственно, более высокие уровни цен на нефть, что России, безусловно, необходимо.

Санкции наносят ущерб европейской экономике, однако, что интересно, Германия и Франция, которые понесли наибольший ущерб от российского эмбарго, на встрече с Обамой подтвердили свою приверженность «санкционной» политике. Проблема заключается в том, что Меркель накануне выборов в Бундестаг и Олланд накануне президентских выборов, которые состоятся в 2017 году, пытаются мобилизовать свой электорат, продемонстрировав свою якобы «принципиальность» и единое мнение, пытаясь склонить на свою сторону политических оппонентов, менее уверенных в единстве ЕС. При этом они не учитывают рост правоконсервативных настроений в Европе, а среди таких консерваторов немало сторонников диалога с Россией на равных и отмены санкций.

Таким образом, существующие власти Германии и особенно Франции рискуют повторить ошибки Хиллари Клинтон, а Обама, даже растеряв часть авторитета после победы Трампа на выборах, продолжает проводить ту же самую политику по ослаблению Европы. Пока главной интригой является то, какой курс выберет Трамп после инаугурации, но в любом случае, Россия не ожидает подачек ни от Европы, ни от США. Сохранение в силе санкций нам сейчас выгоднее, чем их отмена. Впрочем, в том, что санкции останутся в 2017 году в том же виде, в котором они есть сегодня, не уверены даже зарубежные СМИ, которые полагают, что после инаугурации Трампа, и тем более после выборов во Франции и Германии политика Евросоюза в отношении России может сильно смягчиться.