Факты, связанные с нарушением законодательства о государственной собственности, достаточно многочисленны и затрагивают различные сферы оборота имущества. При этом количество выявленных прокурорами нарушений в этой сфере растет. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявили в Генеральной прокуратуре РФ.

«Тенденции снижения количества выявленных прокурорами нарушений законодательства о государственной собственности пока не наблюдается. Скорее наоборот. В 2014 году прокурорами выявлено 132 тысячи таких нарушений, в 2014 — 140 тысяч, в первом полугодии 2016 — почти 90 тысяч нарушений», — сообщили в ведомстве.

С целью их пресечения в первом полугодии 2016 года было внесено 15 288 представлений, направлено в суд 12 374 исков, возбуждено 1164 уголовных дела. По требованиям прокуроров более 9 тыс. виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и свыше 2 тыс. — к административной, 1323 должностных лица предостережены о недопустимости нарушения закона.

«Основными причинами указанных нарушений являются ненадлежащее исполнение должностных обязанностей руководителями организаций и учреждений, за которыми закреплено государственное имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, неудовлетворительное качество контроля за сохранностью, целевым и эффективным использованием государственной собственности со стороны региональных и федеральных органов. Имеют место и факты явных злоупотреблений, в том числе корыстного характера», — констатировали в Генпрокуратуре.

Так, Росимуществом не в полной мере обеспечена реализация предусмотренных законодательством полномочий по оказанию хозяйствующим субъектам публичных услуг в порядке, определенном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Например, перечень оказываемых Агентством государственных услуг не соответствовал вступившим в силу изменениям Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствовали утвержденные административные регламенты предоставления услуг, связанных с использованием государственного имущества.

Помимо прочего, территориальными управлениями Росимущества допускаются нарушения при осуществлении полномочий собственника федерального имущества.

Так, в ходе проверок прокуратурами Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского и Пермского краев было установлено, что территориальными управлениями Росимущества не на должном уровне реализуются полномочия по контролю за использованием по назначению федерального имущества, несвоевременно принимаются меры, направленные на защиту имущественных прав государства.

При этом наиболее грубые нарушения допускались Краснодарским управлением. В частности, только в 2015 году с Краснодарского управления в пользу третьих лиц в связи с признанием в судебном порядке недействительными результатов торгов взыскано более 51,5 млн. рублей, в 2014 году — 49,9 млн. рублей. При этом указанные суммы бюджету не возмещены.

Нарушениям законодательства в названных управлениях способствует отсутствие должного контроля Росимущества за осуществлением своих функций территориальными органами.

В то же время практика свидетельствует о том, что обращение с исковым заявлением в арбитражный суд и квалифицированное поддержание требований в суде представляют собой эффективное средство пресечения и устранения нарушений законов, указали в прокуратуре.

Так, по фактам выявленных нарушений законов о государственной и муниципальной собственности в 2015 г. прокурорами направлено 20 660 исковых заявлений в суды на сумму более 1 млрд рублей (в 2014 г. — 20 048 на 615 млн рублей). Решением суда или добровольно ответчиком удовлетворено 18 826 таких исковых заявлений прокуроров на общую сумму свыше 413 млн рублей (в 2014 г. — 17 997 на 423 млн рублей).

В ряде случаев устранить нарушения возможно лишь в судебном порядке. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством существования такого права. Исходя из этого соображения прокуроры субъектов РФ, а также городского (районного) звена ориентированы на прекращение практики принесения протестов на акты органов местного самоуправления о выделении земельных участков при наличии зарегистрированного права на объект недвижимости. В случае выявления нарушений в этой сфере законодательства возникает спор о праве, разрешение которого находится в компетенции суда.

Споры о возмещении ущерба в связи с незаконным отчуждением государственного имущества, инициированные прокурором, разрешаются как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах. Однако большинство дел указанной категории рассматриваются в арбитражных судах.

По данным ведомства, в 2015 году прокурорами в арбитражные суды было направлено 692 иска о признании сделки в сфере распоряжения государственной и муниципальной собственностью недействительной и применении соответствующих последствий (в 2014 году — 724), а удовлетворено и прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований ответчиком 635 таких исков (795 в 2014). Также в арбитражные суды в 2015 г. прокурорами направлено 588 исков о земле (в 2014 — 572), а удовлетворено и прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований ответчиком 494 иска по указанной категории (471 в 2014 году).

Комментируя вопрос эффективности судебного делопроизводства, в Генеральной прокуратуре корреспонденту ИА REGNUM указали на недостатки, возникающие в связи со сроками судебных разбирательств, однако «проблема не в позднем принятии судами решений, а в истечении сроков исковой давности к моменту подготовки соответствующих обращений в суд».

«Такие ситуации на практике иногда возникают в случаях позднего поступления в прокуратуру данных о нарушениях закона. В таких случаях прокуроры, как правило, все равно обращаются в суды с исками, ходатайствуя одновременно о восстановлении срока исковой давности. Окончательное решение по данному поводу является прерогативой суда», — пояснили в ведомстве.

Наконец, важную роль играют и меры профилактического значения, чтобы упреждать возникновение спорных ситуаций.

«Важное профилактическое значение имеет такая мера прокурорского реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона. Она применяется до факта совершения противоправных действия, при наличии оснований полагать, что таковые могут быть совершены. Так, в первой половине 2016 года прокурорами предостережено более 1300 должностных лиц», — отметили в Генпрокуратуре.

Предупредительное влияние имеет в целом и вся надзорная деятельность прокуратуры в этой сфере — принцип неотвратимости наказания является существенным фактором, сдерживающим отдельных лиц от незаконных действий.

Наконец, после прокурорского вмешательства, как правило, принимаются меры по выстраиванию более эффективной системы управления государственным имуществом и контроля за этим процессом, заключили в ведомстве.