Украинская власть рассматривает вариант развития событий, при котором республики Донбасса — ДНР и ЛНР — постигнет судьба Сербской Краины, которая перестала существовать в результате наступления хорватской армии в 1995 году. С таким заявлением в эфире украинского телевидения выступил вице-спикер Верховной рады Украины Андрей Парубий.

iportal.rada.gov.ua
Андрей Парубий.

Киевский политик отмечает, что посетил международную конференцию, «где имел возможность общаться с хорватскими коллегами, которые возглавляли хорватское государство в период кризиса, очень похожего на наш».

«Я с удивлением узнал, что там все было очень похоже на то, что сегодня происходит на Украине. Они так же принимали решение о специальном статусе этих территорий. Тоже хотели схитрить перед международным сообществом и приняли сначала не статус, а устав, а когда международное сообщество сказало «вы ошиблись», они были вынуждены принимать закон о специальном статусе этих регионов. Более того, была подготовлена совместная программа по выходу из кризиса. Она фактически предусматривала государство в государстве, где сербские территории получали свою власть, свою милицию, свой язык, свою валюту. За государственными органами оставались только внешняя политика и армия. И это соглашение было отвергнуто только потому, что сами сепаратисты отказались от него, но даже хорваты были готовы», — рассказал украинцам Парубий.

По его словам, на вопрос, в чем была логика всех этих компромиссов, собеседники ему отвечали так:

«Надо выиграть время, подготовить армию, вооружить ее, чтобы в один день мы могли перейти в наступление. Прошло четыре года, и однажды утром они начали операцию «Молния» и смогли за два дня очистить одну большую территорию, а потом начали операцию «Буря» и за несколько дней очистили другую большую территорию».

Далее один из нынешних руководителей украинского парламента рассуждает таким образом:

«Выиграть время — это то, что нам часто говорят наши международные партнеры. Это то, что они говорили и накануне принятия Конституции, потому что приехал целый десант наших международных партнеров и сказали: нам нужно время, чтобы мы могли санкциями додавить Путина, как когда-то додавливали Милошевича, и могли помочь вам вооружить и оснастить вашу армию. И у нас будет так, как было там. Нам нужно время, чтобы международное сообщество санкциями уничтожило финансовую империю, которую строил Путин, и чтобы мы смогли оснастить нашу армию и дождаться того утра, когда мы начнем свои операции «Молния» и «Буря».

Отметим, что Парубий известен тем, что стабильно интересуется «хорватскими» сценариями развития событий применительно к Украине. Например, весной 2014 года, когда он занимал пост главы Совета национальной безопасности Украины, Парубий отреагировал на получившую широкий резонанс статью Дениса Олейникова — предпринимателя, который был вынужден эмигрировать с Украины в Хорватию, — о специфике сербско-хорватской войны девяностых годов прошлого века.

Суть статьи была в том, что когда хорватские военные шли зачищать территорию от «террористов», по специальному сигналу все мирные жители должны покинуть улицы и оставаться в своих домах, а тех, кто находился вне дома после этого, по умолчанию считали военными армии противника и уничтожали. Тогда Парубий высказывался в том духе, что если украинская власть хочет победить в Донбассе, ей нужно учиться у хорватских военных, и описанная выше тактика — «единственно правильное решение на этот момент».