Москва не видит необходимости в проработке вопроса о переводе расчётов за белорусский импорт в доллары США и считает, что Минску следует адекватно оценивать свои возможности, прежде чем озвучивать свои инициативы в торговой сфере. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью газете «Коммерсантъ», опубликованном 25 декабря.

Александр Лукашенко потребовал от правительства Белоруссии перейти на расчёты в долларах США и евро при поставках продовольствия в Россию, а также назвал политику России по защите своих национальных интересов «глупой и безмозглой». Оценивая поведение «союзника», Лавров обратил внимание на состояние золото-валютных резервов Нацбанка Белоруссии и напомнил, что проблема поставок продовольствия из Белоруссии обсуждалась 23 декабря во время переговоров Владимира Путина с Александром Лукашенко.

«Мы откровенно разговариваем друг с другом. Когда каждый открыто высказывает свою точку зрения, это тоже признак близкого союзничества. На пресс-конференции по итогам Высшего евразийского экономического совета президенты Белоруссии и России комментировали эту ситуацию», — сказал Лавров.

«Я здесь не вижу ничего страшного — надо смотреть на суть, которая заключается в том, что у нас создан очень перспективный союз. Эта работа была проделана в рекордные сроки, если сопоставить с аналогичной работой, которая многие годы велась в Евросоюзе. Евразийский экономический союз прирастает новыми членами: Армения, вскоре присоединится Киргизия. Огромный рынок в 170 млн человек и т. д. Преимущества очевидны. Конечно, будут шероховатости, на первых этапах это неизбежно, потому что мы набираем опыт, действуем методом проб и ошибок. Пока заработают все практические механизмы, закрутятся, как положено, „шестеренки“, наверняка будут встречаться какие-то трудности. Но это не будет связано с тем, что кто-то пытается искусственно тормозить интеграцию, — отметил глава МИД РФ. — Там огромное количество договоров, и нужно просто наладить практическую работу по претворению всего этого в жизнь. Я убежден, что мы будем постепенно решать в том числе валютные проблемы. Об этом президенты тоже говорили. Это работа на более отдаленную перспективу — ориентировочно на первую половину 2020-х годов».

«Что же касается Белоруссии и перехода в торговых расчетах на евро и доллары, то между нашими странами значительный товарооборот с существенным положительным сальдо для России. Поэтому если его переводить на валюту, то получится, что Белоруссия должна будет платить из своих валютных резервов», — подчеркнул руководитель российского внешнеполитического ведомства. Лавров отметил также: «Торговое сальдо в нашу пользу. Если торговлю переводить на евро и доллары, я не думаю, что это будет эффективно, в том числе с точки зрения белорусской экономики. Не думаю, что эта схема будет конкретно прорабатываться».

Как сообщало ИА REGNUM, 18 декабря Александр Лукашенко провёл большое совещание с чиновниками, в ходе которого поставил перед зампредом Совмина Михаилом Русым задачу торговать не за российские рубли, а за доллары США, хотя ранее неоднократно заявлял о необходимости «дедолларизации», в т.ч. во внешней торговле. «Это, кстати, недостаток в работе правительства — с Россией надо было давно работать и требовать с них, чтобы они нам тоже платили в твердой валюте — в долларах или в евро, — сказал Лукашенко, отметив, что перевод расчётов в доллары США с российскими партнёрами уже осуществляется. — Многие покупатели нашей продукции в России сегодня платят в долларах. Если в рублях — то в соответствии с курсом на сегодняшний день, на сегодняшний час».

Вскоре, 20 декабря Михаил Русый заявил, что договорённость с Россией о расчёте в долларах США за белорусское продовольствие уже достигнута. Однако 22 декабря Россельхознадзор опроверг информацию о наличии такой договорённости. «Заявление Михаила Русого о будто бы достигнутой договоренности по расчетам в долларах не вполне соответствуют действительности, — констатировали в Россельхознадзоре. — Российская сторона лишь констатировала, что готова к диалогу. Необходимо совместное обсуждение подобные намерения наших партнеров. В любом случае, мы считаем ненормальным и противоестественным переход в расчетах на иностранную валюту между государствами, образующими единое таможенное пространство. Официального согласия, естественно, никто еще не давал, и вряд ли оно вообще будет».