В тот день, когда в Минске подписывали соглашение о прекращении огня на Украине, в Уэльсе заканчивался очередной саммит НАТО. Как заявили в администрации президента Украины Петра Порошенко, этот саммит стал рекордным по количеству двухсторонних встреч украинского президента. «Важно, что наше особое партнерство с НАТО углубляется, оно направлено на конкретные задачи», — так прокомментировал журналистам итоги саммита заместитель главы администрации президента Украины Валерий Чалый.

До саммита украинские политики жаловались на недостаточную поддержку со стороны НАТО и Европы. Некоторые даже обижались. «Я сомневаюсь, что кто-то сказал бы вам подобное после нынешнего саммита. Да, реакция стран НАТО до саммита действительно была слабая. Но именно благодаря тому что мы провели двусторонние переговоры с рядом стран НАТО, финальная резолюция оказалась намного более жесткой», — заявил в интервью телекомпании ВВС президент Украины.

Разберемся, что же на самом деле получила Украина.

Итак, это финансовая помощь. НАТО приняло решение о создании 4 трастовых фондов, которые будут заиматься целевой помощью Украине. «Речь идет о том, что мы должны уже сегодня усиливать Вооруженные силы… НАТО серьезно настроено усилить помощь Украине, в частности, в реформировании сектора безопасности, и Вооруженных Сил — это первейшая задача. Формируется поддержка построения реальной украинской армии, которая была разрушена и сегодня восстанавливается. В НАТО понимают, что те герои, которые сегодня на Донбассе отстаивают территориальную целостность Украины, борются также за безопасность Европы и мира» — высказался по этому поводу заместитель главы АП Валерий Чалый. Предполагается, что фонды будут заниматься совершенствованием логистики, системы командования, улучшения коммуникаций и организации кибер-защиты Украины. Насколько велика для Украины обещанная на данные цели сумма в 15 миллионов долларов? Как еще в августе заявлял президент Украины Петр Порошенко один день АТО обходится Украине в 70 миллионов гривен, т.е. по нынешнему курсу около $5 млн долларов. Кстати, как сообщил позже лава посольства США на Украине Джеффри Пайетт, еще 60 миллионов долларов Украине выделит Вашингтон.

Второе — поставки оружия. На уровне Альянса никаких поставок и военной помощи Украине ждать не приходится — об этом прямо заявил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. А вот отдельные государства, входящие в НАТО, вполне могут помочь поставками оружия, в том числе и высокоточного, заявил в Уэльсе Порошенко. Впрочем, позднее в интервью все той же британской компании ВВС украинский президент не захотел отвечать на вопрос о том, что же за страны согласились поставлять Украине оружие. «Это конфиденциальная информация. Что касается стран, я прошу вас не углубляться в этот вопрос. Впервые Украине предложили по-настоящему современное оружие для защиты территории», — заявил президент Украины. Однако 7 сентября одиозный советник президента Украины, лидер партии «Блок Петра Порошенко» и экс-глава МВД Юрий Луценко открывает карты — на саммите НАТО, по его данным, была достигнута договоренность о западных военных советниках и поставках современного оружия из США, Франции, Италии, Польши, Норвегии. Как это обычно бывает, вмешательство Луценко спровоцировало дипломатический скандал — в течение нескольких часов все упомянутые страны (лишь во Франции отказались от комментариев) публично и достаточно резко опровергли данную информацию. Что теперь думают на западе о «советниках» у Порошенко — остается только догадываться.

Третье — перспективы членства. Здесь украинская власть тоже не услышала ничего особо перспективного. Верхушка Альянса отделалась лишь самыми общими заявлениями. Мол, сначала Украине необходимо провести все необходимые реформы, а затем уже украинский народ сам примет решение о своей интеграции в блок. Впрочем генсек, который тогда же представил своего преемника, намекнул, что в случае чего НАТО готово воспротивиться попыткам России заблокировать вступление Украины в Альянс. «Политика открытых дверей была историческим успехом НАТО. Это позволило нам продвигаться вперед к целостной, свободной и мирной Европе. Двери НАТО остаются открытыми. Каждая страна будет оценена по ее заслугам. Ни одна третья страна не должна ветировать расширение НАТО», — заявил Расмуссен.

Ну и напоследок НАТО подтвердило намерения провести военные учения на украинской территории в сентябре, что вряд ли может поспособствовать стабилизации украинского кризиса. Кроме того, уже в рамках большой геополитической игры, а не только «украинского вопроса», Альянс планирует увеличить свое присутствие в Восточной Европе на ротационной основе — будут созданы специальные силы быстрого реагирования. Судя по всему, украинская ситуация встряхнула Альянс до такой степени, что страны НАТО согласились на протяжении 10 лет увеличить свои расходы на оборону до 2% от ВВП. Сейчас эту планку удерживают лишь 4 члена Альянса.

Политический обозреватель Валентин Жаронкин в комментарии корреспонденту ИА REGNUM так оценил общие итоги саммита НАТО для Украины: «Украинский вопрос на уэльском саммите НАТО рассматривался, как принято сегодня говорить, с чувством глубокой обеспокоенности. Но никаких решений не было принято — если не считать таковыми обещание генсека Альянса выделить Украине символическую помощь в размере 15 миллионов евро (это эквивалентно расходам всего за несколько дней проведения „АТО“ на Востоке). И это хороший сигнал. Это означает, что НАТО не вмешивается в процесс мирного урегулирования конфликта — процесс, начавшийся с первой встречи в Минске. Сколько еще понадобится встреч, сказать трудно, но важно, что переговоры идут. А в НАТО поддерживают мир. Не поднимают вопрос о членстве Украины в Альянсе, хотя Арсений Яценюк недавно делал безответственные заявления такого характера. В самых общих чертах говорят о военно-технической помощи. Обещают привлечь Украину к программе по логистике, коммуникации, киберпреступности и социальной реабилитации раненых… В общем, забалтывают конфликт, снижают остроту. В этом смысле итоги саммита, конечно, позитивны», — считает эксперт.

Украинская редакция ИА REGNUM.