Спустя почти 70 лет семья из Калининграда обнаружила на рейхстаге подпись своего деда - ветерана Великой Отечественной войны Михаила Трофимовича Бондаренко. Во время экскурсии по берлинской достопримечательности правнучка Юлия Бондаренко, которая в настоящее время учится в Берлине, сделала снимок, как выяснилось позже, судьбоносный.

Внук ветерана Игорь Бондаренко с фотографией деда.

"Там было так много фамилий, а я сделала только один кадр, и впоследствии именно на нем папа разглядел подпись прадеда. Это была счастливая случайность", - рассказала Юля. - Сегодня эта подпись придает мне сил, ведь жить и учиться за границей не так просто: очень хочется на родину".

Внук ветерана, Игорь Бондаренко, при первой же возможности выехал с супругой в Берлин и вместе с двумя дочерьми посетил рейхстаг. С волнением шел к стене, подпись деда, сделанную углем в 1945-м, нашел сразу, рассказали корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Калининградской областной таможни (Бондаренко возглавляет таможенный пост в Багратионовске на российско-польской границе).

Михаил Трофимович Бондаренко - ветеран Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Отечественной войны I степени, награжден медалью "За победу над Германией" и другими наградами. Участвовал в обороне Москвы и штурме Берлина, почти год находился в плену, дошел до Рейхстага, был ранен, но остался жив.

По воспоминаниям ветерана, через несколько дней после Победы советских солдат привозили посмотреть на поверженный Рейхстаг. Гвардии рядовой Бондаренко вместе с боевыми товарищами-пехотинцами тоже побывал на "экскурсии" и даже читал первые надписи, оставленные другими солдатами: "Мы немцев били и в Берлине были", "Берлину - крышка", "Слава тебе, советская Отчизна!" и другие. Видимо, тогда Михаил и оставил свою роспись на стене.

Подлинность его автографа сомнений у родственников не вызывает. "Он писал мне письма из Краснодара, подписывался. Естественно, не узнать почерк своего деда я не могу, - рассказал внук Игорь Бондаренко. - Мой дед никогда не подписывался полной фамилией, а только сокращенно "Бондарен". Вот фотография 1931 года, где ему 19 лет и точно такая же подпись, как на стене Рейхстага".

Михаил Трофимович умер шесть лет назад, не дожив четыре года до 100-летнего юбилея. Теперь его правнуки намерены увековечить память о деде на бумаге. Они уже ведут переговоры с немецким исследователем истории Рейхстага, гидом для российских групп этого музея Карин Феликс. Она наизусть знает все, что написано на стенах, и с точностью может сказать, где находится та или иная подпись. Кроме того, фрау Феликс собирает сведения о тех, кто уже нашел свои фамилии или фамилии родственников. Таких людей около трехсот.

Гид пообещала включить историю Бондаренко в книгу о воинах, оставивших надписи на Рейхстаге. Книга, для которой Карин собирает материалы более 20 лет, уже имеет говорящее название "Когда история оживает...".