К росту экстремистских настроений приводят не только социальные проблемы, но также факторы внешнего влияния и духовного воспитания, уверены эксперты. "Для меня сегодня очевидно, что экстремизм под исламским лозунгом проработан в недрах других государств", - заявил руководитель Международной исламской миссии, муфтий Шафиг Пшихачев на прошедшем 22 июля в Москве круглом столе. И проблемы на Северном Кавказе, связанные с экстремизмом, по его словам, являются частью единой программы, включающей в себя события на Ближнем Востоке, передает корреспондент ИА REGNUM.

Пшихачев отметил, что к таким выводам его заставил прийти визит начальника разведки Саудовской Аравии Бандара бин Султана в Россию, когда тот предложил "сдать" сирийского президента Башара Асада в обмен на обещание стабильности в России во время проведения сочинской Олимпиады путем влияния на чеченских боевиков, а также гарантий сохранения российской базы ВМФ в Сирии. "Когда я это услышал, то понял, что Северный Кавказ является частью определенной программы", - сказал он. Параллель между событиями на Кавказе и в Сирии после таких заявлений, по словам Пшихачева, невозможно было не проводить.

В данный момент, на его взгляд, проблема экстремизма ушла на Ближний Восток, но и сейчас оказывается актуальной. Он уверен, что для ее решения, в частности, нужно заниматься исламским воспитанием. Оно, по его словам, является "универсальным воспитанием", которое учит "быть человеком" и исключает экстремистское толкование ислама.

О роли воспитания и духовных аспектах проблемы экстремизма говорили и другие участники обсуждения. Так, кавказовед Алексей Захаров отметил, что многие из тех, кто принял решение "уйти в подполье" в тот момент были социально устроенными людьми. Но, по его словам, "как правило, они были серьезно оторваны от своих культурных, традиционных корней": "Люди, которые потеряли то, на чем воспитывались их предки, и не приобрели ничего нового взамен". Кроме того, эти люди, как отметил эксперт, зачастую были погружены в компьютерную зависимость, и играли в агрессивные игры в основном на телефоне, а не на компьютере, где "система принятия решений определялась действиями двух пальцев - большого и указательного. "Можно принимать решения на клавиатуре, а можно - нажимая на спусковой крючок автомата", - заметил Захаров.

Утеряв традиционные ценности, эти люди, как полагает кавказовед, стали оторванными и от понимания ценности человеческой жизни. "Система экстремизма выстроена на людях, потерявших свою этно-культурную идентичность", - резюмирует он.

Захаров обратил внимание и на то обстоятельство, что экстремизм является не только социально-политическим, но также физиологическим и биологическим фактором, приводящим к разрушению личности: "Экстремисты и террористы через определенный период времени становятся людьми, которым требуется медицинское и психологическое вмешательства". Разложение человеческой личности, на его взгляд, в конечном итоге приводит к разложению общества. Рецептом решения проблемы, по его мнению, является возвращение к корням.

Руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов в свою очередь заострил внимание на факторе воспитания и предоставления возможностей реализации в обществе для молодых людей. Он отметил, что в регионе Северного Кавказа сейчас наблюдается массовая урбанизация. В результате чего "городская культура не справляется с наплывом архаичной культуры". Эксперт указал на то, что если молодой человек и находит работу, она не обязательно приносит ему желаемый статус, что и заставляет его "отрастить бороду" и присоединиться к экстремистским группам. Путем выхода из этой ситуации, по его мнению, является восстановления утерянных социальных лифтов и развитие мусульманского образования.

Он добавил, что сейчас в арабском мире происходят неоднозначные события - попытка создания большой арабской нации, глобализации по-арабски, отвергающей ценности макдональдизации мира. При этом самая отродоксальная версия арабской интеграции - салафитская идеология. "Они хотят создать свое общество, и в этой борьбе участие российских мусульман выглядит очень странным, потому что это не их борьба", - сказал Аликберов.