На Кавказе не может быть войны на религиозной почве. Интервью с муфтием Северной Осетии
Москва, 29 января, 2014, 17:47 — ИА Регнум. О том, какова в настоящее время религиозная и политическая ситуация на Кавказе в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал глава Духовного управления мусульман Северной Осетии Хаджимурат Гацалов.
Продвинуть свое влияние на территорию интересов бывшего Советского Союза - заветное желание не только США, но и их партнеров. Наглядным примером тому является Грузия. Россия, естественно, в этой ситуации должна принимать ответные меры. Два десятка лет, прошедших с момента развала СССР, - не срок, чтобы забыть привязанность к России бывших советских республик. В настоящее время политических перекосов, имевших место в единой советской семье, можно избежать, придерживаясь соединения принципов экономической целесообразности добрососедского отношения, паритетных партнерских условий на едином экономическом, политическом пространстве. Это прямая предпосылка к системе коллективной безопасности и к содружеству кавказских государств.
Большой Кавказ сегодня - это ведь не только государства, граничащие друг с другом на конкретной территории. Мы видим влияние Турции на экономику Армении, которая может дать импульс к возможности оживить ее экономику, а может препятствовать этому. Родственные связи Турции с Азербайджаном всегда будут влиять на экономические связи или возможности. Влияние Ирана и его желание увеличить это влияние на Кавказ вполне ощутимо. Можно привести много других примеров возможностей влияния на кавказские государства со стороны третьих стран, но, думаю, суть и так ясна. Конечно, отдельным проектом над всеми перечисленными возвышаются США и НАТО, как инструмент реализации американской политики. С неограниченным желанием стать полновластным диктатором мирового устройства.
Просчитывая варианты стабилизации ситуации в долгосрочной перспективе, как экономические, так и политические, приходишь к выводу: Кавказ и Россия, их исторический союз, как вчера, так и сегодня, так и завтра выгоден всем участникам этого добрососедства. Разлад этих связей не выгоден никому. Времена, которые привели регионы к междоусобицам, к разночтению многих моментов, проходят. Пришло время созидать, и ошибиться в выборе партнера для дальнейшего продвижения вперед чревато осложнениями. Закончу на мажорной ноте: что может быть лучше доброго соседа?
ИА REGNUM: Возможно ли столкновение христиан и мусульман на религиозной почве?
Религиозная ситуация более стабильна и проще в анализе, в перспективе прогнозирования. Этому есть несколько серьезных и фундаментальных причин. Закавказье, Кавказ, Россия не знали и не знают войн на религиозной основе. Войны и противостояния имели экономический, политический и, к сожалению, даже национальный аспекты. Персия, Турция, Армения, Грузия и Россия - та же территория и те же участники. Россия не обманывала надежд тех, кто к ней тяготел. Если и происходили столкновения на религиозной почве, то основой этого были локальные, межэтнические напряжения, спровоцированные социальными, земельными проблемами или этническими притеснениями.
Религия по своей божественной сути не может быть орудием агрессии, и у религиозных предводителей хватает мудрости и богобоязненности удержать народы от религиозного противостояния. Провокации и использование религии как инструмента межнациональной розни также были локальными.
Сама географическая конфигурация Северного Кавказа, с различными по религиозному признаку республиками, конфессионально предрасположена позитивно влиять на контакты и связи с пограничными государствами, при изъявлении доброй воли сторон. Проблемы, возникающие на религиозной почве в кавказских республиках, имеют также локальный и временный характер, и опасности для соседних государств не представляют. Если не возникнет импульс внешнего катализатора. Такой момент был, но он был пресечен и, будем надеяться, остался в прошлом. Однозначный ответ - войны на религиозной почве быть не может. По крайне мере, в ближайшем будущем.
Гипотетическую возможность столкновения христиан и мусульман могу проиллюстрировать на примере Грузии. Она граничит с Дагестаном, Чечней, Ингушетией и Северной Осетией. Во время чеченской войны и событий в Дагестане не было никаких столкновений с православной Грузией. Более того, отряды боевиков довольно вольготно чувствовали себя в Грузии, и, отдыхая в тренировочных лагерях, ощущали на себе заботу грузинских властей. Пройдет немного времени и православная Грузия войдет как агрессор в православную Южную Осетию, уничтожая единоверцев. И здесь попадает под боевые действия мусульманского, чеченского батальона "Восток", пришедшего на помощь к православным осетинам, в составе российского миротворческого корпуса. Я думаю, пример показателен. Религия не может быть виной человеческих страстей, но может стать заложницей грязных политиков, дорвавшихся до власти. Но и это дело времени.
ИА REGNUM: Сегодня те, кто совершают террористические акты и выступают против мирного ислама, хотят жить в шариатских государствах. Возможно ли это в бывших республиках СССР?
Вопрос о введении шариата по сценарию Талибан непонятен. Где имеется в виду, в России, Армении или Азербайджане? Но как бы вопрос ни стоял, ответ однозначный - нет. Для устройства шариатского правления необходимо иметь ряд важнейших факторов, которые не присутствуют ни в одном из перечисленных государств. В первую очередь, ислам должен быть государственной религией.
- В Балтийском море дрейфует потерявший управление танкер с 99 тыс. т нефти
- Умерла народная артистка РФ Евгения Добровольская
- Трамп заявил о подготовке встречи с Путиным — 1051-й день спецоперации
- В Москве мужчина с длинной палкой обрушил потолок над эскалатором в метро
- Росавиация усмотрела санкционное давление в рекомендациях ЕС по полётам