Проблемы безопасности Закавказья сильно переплетены с ситуацией на Ближнем Востоке, и в эти вопросы должны быть глубоко вовлечены три государства - Россия, Турция и Иран. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом 18 декабря в Ереване на международной конференции "Безопасность и сотрудничество на Южном Кавказе", организованной научно-образовательным фондом "Нораванк", заявил директор Института стратегических исследований Ближнего Востока (Тегеран) Каян Барзегар.

По его словам, Россия, Турция и Иран должны быть "на передовой линии" и глубоко вовлечены в вопросы безопасности большого региона - от Ближнего Востока до Закавказья. "Это три разных государства, но их связывает то, что во внешней политике этих стран превалирует идеологический компонент. В принципе они склоняются к тому, что проблемы в регионе должны быть решены путем консенсуса. Они признают сферы влияния друг друга, и между ними идет конструктивная конкуренция. Однако в случае с Сирией турецкие власти отошли от идеологической основы внешней политики в сторону интересов политической элиты. Анкара пошла на поводу интересов политического истеблишмента, и произошел разрыв между государственными интересами и интересами элиты, и последняя начала продвигать точку зрения Запада", - заявил эксперт.

Как заметил Барзегар, Россия и Иран придерживаются прежних позиций, пытаясь блокировать воздействие Запада в регионе, и поэтому у них складывается конструктивное сотрудничество по сирийскому кризису. На его взгляд, Турция также в настоящее время возвращается к идеологическим основам внешней политики, и глава МИД Ахмет Давутоглу пытается приобщить страну к региональным проблемам.

Начальник отдела планирования НИР научно-организационного управления РАН Владимир Евсеев предложил создать принципиально новую систему безопасности региона Закавказья с участием всех региональных держав - РФ, Ирана и Турции. "Когда создаются дискретные системы безопасности, и в них, например, не участвует ИРИ, об их полноценности говорить не приходится. Мы знаем, что существующие региональные проблемы - карабахская, абхазская, южноосетинская, в ближайшее время решить невозможно, поэтому нужно выйти на другой уровень и сформировать новые подходы к безопасности", - сказал эксперт. Он подчеркнул, что в настоящее время для этого есть "окно возможностей".

В свою очередь, директор отдела международных организаций Центра стратегических исследований (Тегеран) Сеед Али Табатабае Панах заявил, что после смены власти в Иране концепция его внешней политики потерпела принципиальные изменения в плане сотрудничества с региональными странами и ядерной проблематики. Эксперт считает, что в связи с приоритетом решения ядерной проблемы ИРИ, где наблюдаются определенные сдвиги, не стоит ожидать активности Тегерана в регионе Закавказья в ближайшем будущем. На его взгляд, Иран вернется в регион после окончательного разрешения всех вопросов с ядерной программой.

Говоря о переговорах по решению проблемы, эксперт подчеркнул, что последние сдвиги - "это не тайм аут, чтобы выиграть время, а реальный процесс, свидетельствующий о существенных переменах во внешней политике Ирана".