Российско-белорусский судостроительный альянс создаст катамаран с вертолётной площадкой
Москва, 26 ноября, 2013, 05:21 — ИА Регнум. В контексте развития проекта по созданию многоцелевого морского беспилотного комплекса, планируется создать новое судно с вертолётной площадкой, что позволит производить комплексное обследование территории как с водной поверхности, так и с воздуха. Об этом 25 ноября во время презентации первого в СНГ беспилотного катера на Цнянском водохранилище под Минском заявил один из создателей судна - директор белорусской компании ООО "КВАНД ИС" Сергей Тыцык, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Многоцелевой морской беспилотный комплекс создан в результате сотрудничества компаний из России, Белоруссии и Китая. Комплекс является автономной системой с возможностью автоматического, полуавтоматического и ручного управления. Комплекс может состоять из одного или нескольких скоростных беспилотных катеров и пункта дистанционного управления, размещенного на берегу или обитаемом судне. Он может применяться как на море, так и во внутренних водах (реках, озёрах) и использоваться для проведения поисковых и спасательных операций, контроля экологической обстановки, сбора видео-информации с передачей в режиме реального времени на пост управления. Комплекс позволяет выполнять задания в удалении от берега до 360 км в течение 120 часов (или 5 суток) с использованием спутникового канала передачи данных. Длина катера составляет 6,3 м., ширина 1,8 м., максимальная скорость беспилотного катера может достигать 55 узлов.
Характеризуя опытный образец морского беспилотного комплекса, директор белорусской компании ООО "КВАНД ИС" Сергей Тыцык отметил: "Мы можем проводить наблюдение в зоне ответственности практически постоянно". По его словам, возможности беспилотного катера зависят лишь от расхода топлива, поэтому в водном пространстве он может находиться и две недели, а зона обследуемой акватории может быть расширена до 500 км. "Это достаточно большие расстояния для такого маленького судна", - отметил Тыцык.
Компания ООО "КВАНД ИС" разработала программное обеспечение и систему автоматического управления беспилотным катером. Корпус судна построила санкт-петербургская группа компаний "Композитное Кораблестроение", использовавшая инновационные композитные материалы китайского партнёра - компании Sino Polymer. Проект состоялся при поддержке Делового клуба Шанхайской организации сотрудничества: Россия и Китай являются членами ШОС, а Белоруссия имеет в организации статус партнера по диалогу. Деловой Клуб ШОС является исполнительной структурой Секретариата Делового совета ШОС.
По словам Тыцыка, созданный "морской беспилотник" может выполнять задание "неограниченное количество времени в неограниченных погодных условиях", т.к. нет необходимости заботиться об экипаже - в т.ч. о его физической и психологической безопасности, что особенно важно при охране государственной границы и более рискованных задачах. На катере нет ни рулевой колонки, ни средств спасения экипажа - в этом попросту нет необходимости, "человеческий фактор" на борту полностью исключён, подчеркнул директор белорусской компании.
"Персонал не вступает ни в какие контакты с объектом контроля, - сказал Тыцык. - Мы обеспечиваем защиту передаваемых данных". Передача данных с судна осуществляется в автоматизированном режиме по спутниковому или специально выделенному иному каналу - над совершенствованием данной функции работают белорусские специалисты.
Он отметил также, что управление катером может осуществляться практически из любой точки мира. Катер захватывать бессмысленно, т.к. на нём нет экипажа или вооружений. Вместо этого на катере стоят видеокамеры и громкоговорители, позволяющие подать объекту команду идти в определённом направлении или выполнять иные действия (в зависимости от того, имеет ли катер дело с нарушителями государственной границы, или же с теми, кто нуждается в помощи). На катере установлена программа распознавания и другие системы, позволяющие использовать его в широком спектре применения. Всё это, отметил Тыцык, позволяет экономить средства и время, довести до автоматизма выполнение задач.
Отвечая на вопросы журналистов, Тыцык отметил: "Одно из глобальных заблуждений: комплекс будет дорогой". По его мнению, созданное из композитных материалов беспилотное судно будет дешевле в производстве и эксплуатации, а экономия по сравнению с "обитаемым судном" достигается хотя бы за счёт того, что в "морском беспилотнике" полностью отсутствует необходимость поддерживать жизнедеятельность и безопасность экипажа. Аналогичные беспилотные катера, сообщил Тыцык, производятся Израилем и состоят на вооружении США, а также, судя по косвенным данным, разрабатываются в странах Евросоюза.
Тыцык сообщил также, что разработчики многоцелевого морского беспилотного комплекса уже разрабатывают возможность его оснащения вертолётной площадкой. Причём вертолёт будет белорусского производства, способный проводит в воздухе 3 часа, оснащённый бензиновым двигателем и аппаратурой "европейского" производства (впоследствии планируется установка белорусской аппаратуры). Судно, по мысли разработчиков, может быть исполнено в форме катамарана. Функцию дальнего обнаружения совместно с данным комплексом может выполнять беспилотная авиация. Такой подход, считают они, позволит значительно (до сотен километров) расширить радиус действия и функции применения данного комплекса.
По словам участников пресс-конференции, двигатели для серийного производства "морского беспилотника" может производить Минский моторный завод, а сборочное производство можно наладить в Белоруссии, например - в Гомеле, где со времён СССР сохранилась материальная база и есть профтехучилища. Заместитель директора делового Клуба ШОС Владимир Горбановский в ходе презентации отметил, что на примере реализации данного проекта продемонстрирована практическая польза для Белоруссии от сотрудничества рамках ШОС. Однако Горбановский не смог пояснить, какова доля Белоруссии в общем товарообороте стран ШОС и какие инновационные проекты с участием Белоруссии могут быть реализованы в рамках ШОС в краткосрочной перспективе. Из таковых он назвал почему-то сотрудничество в производстве молока и развитии торговых сетей. Наверное, им были выбраны не самые удачные примеры, учитывая, что по данным Белстата в январе-октябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года производство молока в Белоруссии уменьшилось на 0,5%, а "разгрузка складов" госпредприятий от неликвида и борьба с импортом являются темами постоянных совещаний в Совмине и Администрации президента постсоветской республики.
Руководитель Делового клуба ШОС в Евросоюзе Иллиас Метикидис сообщил, что с участием Белоруссии в рамках ШОС будет реализован проект по освоению Северного морского пути. По словам Метикидиса и Горбановского, для этих целей даже может быть создана новая судоходная компания со штаб-квартирой в Минске (такая новость вызвала оживление среди белорусских журналистов). "Есть на самом деле масса программ, где интеллектуальный и производственный потенциал Белоруссии может быть использован и мы бы этого хотели", - сказал Метикидис.
Председатель правления российской группы компаний "Композитное Кораблестроение" Сергей Волошенко отметил, что представленный журналистам 25 ноября беспилотный катер - это "некоммерческий проект". По его словам, задача презентованного катера - "отработка технологии", о коммерческом его использовании пока речи не идёт. Испытания беспилотного катера, сообщил Волошенко, в начале 2014 года будут проводиться в России, в частности - в акватории Чёрного моря в районе Сочи. Весной катер будет передан пограничникам Белоруссии и после этого - экологам. На всех этапах будут собираться замечания по внесению улучшений, после всех испытаний катер будет доработан. Оценивая выгодность производства таких катеров, Волошенко отметил, что в судостроении это "нормальный, хороший уровень доходности".