Создание автомобильного холдинга "Росбелавто" путём объединения минского ОАО "МАЗ" и российского ОАО "КАМАЗ" на условиях российской стороны невыгодно официальному Минску. Об этом 11 октября в Минске заявил Александр Лукашенко на пресс-конференции для журналистов российских региональных СМИ, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Лукашенко предложил российскому журналисту, задавшему вопрос об объединении минского и камского автозаводов, самому найти ответ на "проблему объединения "МАЗ-КАМАЗ". При этом руководитель республики отметил: "Мне говорят: "Мы хотим инвестировать и участвовать в приватизации МАЗа. На разных уровнях - Путин там, Медведев и прочая. Прекрасно!".

Однако, заметил он, к инвестору предъявляются ряд вопросов. Во-первых, иметь возможность инвестировать должный объём средств, на что российская сторона не может дать ответ. Во-вторых, инвестор должен принести новые технологии - и на этот вопрос российская сторона не может дать ответ. В-третьих, новые рынки сбыта российская сторона также предложить не может, констатировал Лукашенко.

"Денег нет, технологии - хуже, чем на МАЗе. Потому что МАЗ - конкурентная продукция, она продаётся не хуже, чем КАМАЗ, если в равные условия поставить. Мы модернизировали один раз это предприятие - сейчас ведём углубленную модернизацию. И мы говорим россиянам: "Если вы идёте, как вы будете в модернизации участвовать? Никак. Тогда у меня встаёт вопрос: а не получится ли так, что вы предприятие это заберёте за бесценок - денег же нет, там какие-то акции, махинации, и со временем на МАЗе будут производить только шины для автомобилей? Не шины, а диски для автомобилей. И мы лишимся производства грузовых автомобилей. Не может быть такое? Может быть. Вот вам ответ на мой вопрос".

"Я должен был поставить перед ними вопрос: новые технологии, деньги, новые рынки. Этого ничего нет! Всё остаётся, как есть. Так зачем? Мы и так можем договориться наш общий рынок поделить и продать. Как его поделить? Вы производите 30 тыс автомобилей, мы - 20. Или вы - 30 тыс и мы 30 тыс. Наш рынок известно, сколько может потребить общий, больше не производим - чтобы не уронить цену. Цена для производителя тоже важна. Давайте договоримся", - предложил президент Белоруссии.

Лукашенко пояснил свою позицию на примере сопоставления инвестиционных предложений от КамАЗ и инвестора из Австрии, который заложил под Минском завод по производству электричек марки Stadler. При этом Лукашенко почему-то решил, что глава швейцарской компании "Штадлер Рэйл Групп" Петер Шпулер - австрийский инвестор, а не швейцарский, однако присутствовавшие на пресс-конференции чиновники поправили руководителя постсоветской республики. По словам Лукашенко, Шпулер как инвестор выполнил все три условия, о которых было сказано выше и новый завод по производству электропоездов через год уже будет работать. Судя по реакции журналиста российского издания, сравнение альянса двух автозаводов с созданием нового производства швейцарских электричек - вполне корректно. "А БелАЗ мы никому не отдаём, - продолжил Лукашенко. - БелАЗ - это 30% мирового рынка". При этом он не исключил, что иностранные инвестиции могут быть привлечены и на это предприятие. "БелАЗ" - это как "Беларуськалий", - подчеркнул Лукашенко большое значение данного предприятия для белорусского госсектора.

Сказанное Лукашенко противоречит заявлению посла России в Белоруссии Александра Сурикова, который 7 июня в Минске на пресс-конференции, приуроченной к государственному празднику Российской Федерации - Дню России, заявил, что рабочие группы по объединению предприятий России и Белоруссии действуют успешно, и осенью 2013 года могут быть подписаны документы по созданию автомобильного холдинга "Росбелавто", который объединит белорусское ОАО "МАЗ" и российское ОАО "КАМАЗ". По словам Сурикова, на российском рынке грузовых автомобилей лишь "50% российских и белорусских изделий" - вторая половина уже контролируется конкурентами из других стран. Суриков отметил, что условия соглашения о создании холдинга "Росбелавто" - коммерческая тайна. При этом он сказал: "речь не идет о продаже активов". Теперь же "всё идёт нормальным путём и к осени мы ожидаем подписания документов об образовании холдинга совместного "МАЗ-КАМАЗ" с паритетным участием в этом холдинге". При создании "Росбелавто", сообщил Суриков, рассматривается объединение дилерской сети двух автозаводов, а также передачи части производств комплектующих между заводами - таков первый этап объединения ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ". "И обсуждается вопрос, как потом всё-таки обменяться и как войти в активы. Но это уже следующий этап", - отметил посол РФ.

До этого, 31 мая в Минске на "Форуме деловых людей" стран ЕЭП председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович прокомментировал проблему создания холдинга "Росбелавто", которая, по его словам, уже "набила оскомину". Воплощение идеи обсуждается уже несколько лет и, отметил Мясникович, в процессе создания холдинга "совершенно права белорусская сторона, которая утверждает, что надо принять однозначные и понятные решения", которые позволят сохранить двум автозаводам свои позиции на рынке Таможенного союза. Пока же, констатировал глава Совмина Белоруссии, ситуация обратная: за последние пять лет доля минского и камского автозаводов снизилась на 1/3 с 50% до 35%.

Как сообщало ИА REGNUM, объединение ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ" - инициатива российской стороны, которая обсуждается с 2010 года. Она обсуждалась 21 мая в Москве на встрече председателя правительства РФ Дмитрия Медведева со своим белорусским коллегой Михаилом Мясниковичем. До этого, 18 мая в Минске, по итогам состоявшихся 17 мая в правительстве РФ переговоров первого зампреда Совмина Белоруссии Владимира Семашко с зампредом правительства России Аркадием Дворковичем, Семашко прокомментировал журналистам ход работ по созданию альянсов белорусских и российских промпредприятий. Он сообщил о создании рабочих групп, прорабатывающих объединение белорусских госпредприятий "Интеграл" с российской "Росэлектроникой", "Гродно Азот" с российскими "Газпромом" и "ЕвроХимом", "Пеленг" с российским "Роскосмосом". По его словам, обсуждаются вопросы объединения с российскими партнёрами белорусских госпредприятий машиностроения - "МАЗ" и "МЗКТ". Ни одного из заявленных слияний до настоящего времени не произошло. Эксперты считают, что руководство Белоруссии не желает усиливать экономическое присутствие России на внутреннем рынке и искусственно тормозит процессы слияний и поглощений, намереваясь привлечь инвесторов из Китая и других стран, которые не очень-то и спешат.

Тем временем объёмы продаж грузовиков "МАЗ" на рынках РФ и других стран существенно снизились, предприятие работает с перебоями и затоваренными складами. И "МАЗ", и "КАМАЗ" остро ощущают давление азиатских производителей, а также западноевропейцев, открывших в России сборочные производства грузовиков, автобусов и другой техники, которую производят и могут производить российские и белорусские предприятия, как отмечают эксперты, при условии создания совместных предприятий. Эксперты считают, что в условиях членства России в ВТО удержать свои позиции на внутренних и внешних рынках белорусским и российским производителям будет чрезвычайно сложно, достаточных собственных ресурсов для конкуренции с транснациональными корпорациями у них нет. В то же время не наблюдается желания белорусской стороны форсировать создание совместных производств с партнёрами из России, что наглядно демонстрирует история "Росбелавто".