Вопрос выбора Армении, оказавшейся на интеграционной развилке, с приближением Вильнюсского саммита "Восточного партнерства" все более обостряется. Как известно, саммит пройдет в конце ноября текущего года, и власти Армении намерены в рамках этого мероприятия парафировать Ассоциативное соглашение с Европейским Союзом, включающее в себя так называемое Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA). Параллельно с этим стоит вопрос о возможном участии Армении в интеграционных процессах на евразийском пространстве, локомотивом которых является Россия. В частности, речь о сотрудничестве или вступлении Армении в Таможенный союз - кокон будущего Евразийского союза.

Масла в огонь подливает то обстоятельство, что текст Ассоциативного соглашения до сих пор не оглашен, это тайна за семью печатями. В самой Армении среди политиков и большинства экспертов преобладает мнение, что европейская и евразийская интеграция не исключают, а дополняют друг друга. В то же время за пределами страны к такой точке зрения мало кто склоняется. Официально Ереван старается отмолчаться по этому поводу, решительно не отказываясь от идеи ТС и продолжая взятый ранее курс на евроинтеграцию и заключение DCFTA. Основной аргумент армянской стороны звучит так: нас никто не звал в Таможенный союз. Впрочем, существует мнение, что одновременное членство Армении в двух разных экономических пространствах технически невозможно. Директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров в интервью ИА REGNUM изложил свои соображения на этот счет.

ИА REGNUM: Есть ли вообще у стран-участниц интеграционных процессов, уже протекающих на евразийском пространстве, желание видеть Армению в своих рядах?

В настоящее время Центр интеграционных исследований ЕАБР совместно с армянскими партнерами проводит исследование, посвященное интеграции Армении со странами ЕЭП и в регионе в целом. Свою заинтересованность в результатах этой работы выразили и российские, и армянские министерства. Акционерами Евразийского банка развития являются шесть стран региона, включая Армению. Поэтому мы хорошо позиционированы для того, чтобы обеспечить взвешенный и адекватный анализ по этой теме. В рамках исследования мы изучаем краткосрочные торговые аспекты и инвестиционный потенциал страны, детально исследуем долгосрочные эффекты, перспективу роста ВВП в Армении. Также будут изучены все вопросы, связанные с трудовой миграцией, а это важный и успешный компонент интеграции. Результаты работы будет представлены осенью.

Даже из официальных писем поддержки и запросов по этому исследовательскому проекту видно, что заинтересованность есть. Есть и желание обеих сторон иметь четкое понимание экономических выгод и издержек.

ИА REGNUM: То есть вопрос участия Армении в ТС и в процессах, протекающих в этой организации, рассматривается вполне конкретно?

Для этого есть серьезные основания. Совместно с "Евразийским монитором" мы ведем крупный социологический проект "Интеграционный барометр ЕАБР", в рамках которого был проведен репрезентативный опрос в Армении и других странах СНГ, в частности, по теме участия государств в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. В случае с Арменией 67% опрошенных высказались в пользу присоединения страны к Таможенному союзу. При этом процент отвергающих евразийскую интеграцию очень мал. Уверен, что здесь позитивную роль играют процессы трудовой миграции, семейные связи армян в России. На этом фундаменте можно строить евразийскую интеграцию.

Посмотрим на инвестиции, которые уже текут в Армению из Таможенного союза. Суммарный объем только прямых инвестиций из ТС за последние годы составил около $2 млрд. По доле суммарного объема инвестиций в Армению Россия занимает первое место - 44%. Эти цифры говорят о многом, поскольку развитие государства в долгосрочной перспективе в основном обусловлено качеством экономического роста, а долгосрочный рост без капитала и новых технологий невозможен.

Фактически интеграция выгодна армянскому бизнесу, поскольку есть потребность в инвестициях. Перспективы интеграции поддерживаются населением Армении. Это солидный фундамент.

ИА REGNUM: В Армении многие сетуют на то, что "никто Армению в Таможенный союз и не зовет". Это утверждение и действительность - насколько они связаны?

Таможенный союз, Единое экономическое пространство - это открытые интеграционные группировки. Экономическая интеграция в первую очередь является окном возможностей для более активного развития экономики Армении и максимальной реализации потенциала страны. В первую очередь сама Армения должна решить, выгодно это ей или нет, по какому пути развития ей предстоит идти. Вступление в ТС и ЕЭП предусмотрено в рамках определенных процедур - подается заявка, создается рабочая группа, разрабатывается дорожная карта и так далее. Возможны и другие формы интеграции и кооперации, например, в рамках секторальных инициатив.

Здесь также очень важен грузинский аспект. В Грузии, можно сказать, сейчас идет тектонический сдвиг - процент людей, одобряющих идею евразийской интеграции и присоединения к Таможенному союзу, повысился за последний год с 30% до 59% (это также результаты нашего "Интеграционного барометра ЕАБР"). Принципиальные подвижки в российско-грузинских отношениях исключительно выгодны Армении и благоприятны для интеграции со странами ТС.

ИА REGNUM: Вы сказали, что прорабатываются разные варианты и сценарии. Тем не менее, разговоры о возможном участии Армении в ТС идут уже второй год. В связи с этим вопрос - насколько Армения вообще интегрируема в Таможенный союз с учетом специфики ее экономики, географического положения и пр.?

Конечно, здесь есть нюансы. В настоящее время Армения не имеет общей таможенной границы с ТС. Следовательно, особую важность приобретает грузинский фактор. Если произойдут крупные положительные изменения в российско-грузинских отношениях, они создадут хорошую основу для того, чтобы потенциал интеграции с Таможенным союзом в полной мере реализовался в Армении.

Также необходимо учитывать, что если Ереван подпишет соглашение об ассоциации с ЕС и будет связан его положениями, то Таможенный союз, вероятно, будет вынужден вводить изъятия из Зоны свободной торговли СНГ с целью защитить свой рынок. Соответственно, инвестиционная привлекательность армянского рынка резко снизится.

ИА REGNUM: И в Москве, и в Брюсселе утверждают, что сотрудничество Армении с двумя центрами не ставит ее в ограничительные рамки. То есть как минимум одна из сторон лукавит.

Есть экономические интересы: если создается зона свободной торговли Европейский Союз - Армения, а последняя входит в зону свободной торговли СНГ (все страны Таможенного союза туда входят), это значит, что мы имеем канал, по которому товары ЕС будут через Армению выходить на рынок ТС. Будет возникать необходимость, так сказать, блокирования. Это достаточно прямолинейная экономическая логика. По этой причине по факту сидеть на двух стульях невозможно. Теоретически такую конфигурацию можно предположить в том случае, если бы у Таможенного союза была зона свободной торговли с ЕС, но таковой пока нет. Поэтому здесь стоит вопрос "или-или": если зона свободной торговли с Евросоюзом, то проблемы в торговле с ТС, и наоборот. Власти Армении должны четко определиться и решить, куда идти дальше, понимая, что за любым решением будут последствия.

ИА REGNUM: Предполагается, что Таможенный союз - некая база, на которой будет построен Евразийский союз. Многие эксперты и аналитики уверены, что Евразийский союз планируется как не только экономическое, но и геополитическое объединение. Президент Белоруссии Александр Лукашенко и вовсе назвал конфедеративное государство "Евразийский союз" безальтернативным вариантом развития проекта. Вопрос очень прост: проект Евразийского союза - чисто экономический, или же подразумевает более высокую степень интеграции. Политическую, военно-политическую?

В настоящее время Беларусью, Казахстаном и Россией достигнут консенсус, что Евразийский экономический союз - форма экономической интеграции, не предполагающая политическую составляющую. В плане экономической интеграции еще предстоит колоссальная работа - более полусотни соглашений, направленных на создание поистине единого экономического пространства.

Беседу вел Эмиль Бабаян