Группа официальных лиц и экспертов Приднестровской Молдавской Республики приняли участие в состоявшейся 24-26 мая в Сибиу (Румыния) международной конференции "Политическая наука, международные отношения и исследование проблем безопасности". Как сообщили 27 мая корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе МИД ПМР, на форуме Приднестровье представляли заместитель министра иностранных дел ПМР Игорь Шорников, начальник управления по странам СНГ МИД Александр Стецюк, а также доцент Приднестровского госуниверситета им. Т.Г. Шевченко Вячеслав Содоль. Помимо Приднестровья в конференции приняли участие эксперты из России, Украины, Молдавии, Сербии, Франции и Румынии.

В рамках семинара "Приднестровье: суть проблемы и возможные решения" состоялось обсуждение комплекса проблем, касающихся политики Румынии на восточном направлении. Вячеслав Содоль в своем выступлении затронул проблему церковной политики Румынии в Пруто-днестровском регионе. Он рассказал о насильственном вторжении Румынской патриархии на каноническую территорию Русской Православной Церкви (речь о раскольнической "Бессарабской митрополии", учрежденной Румынским патриархатом на канонической территории Русской Православной Церкви. Будучи зарегистрированной в 2002 году согласно решению ЕСПЧ коммунистическим правительством Молдавии "Бессарабская митрополия" в настоящее время продолжает свою деятельность на территории Бессарабии, при этом пытаясь также распространить свое влияние на канонические территории Русской Православной Церкви в Приднестровье и на Украине, - прим. ИА REGNUM) и о деструктивных последствиях этого процесса для единства общества. Он отметил, что попытки захватов храмов имели место и в Приднестровье, однако здесь они столкнулись с сопротивлением не только рядовых прихожан, но и церковной организации. Несмотря на это, по мнению историка, сохраняется опасность возобновления активных действий на этом направлении и внесения таким образом раскола в приднестровское общество.

Игорь Шорников в своем выступлении проанализировал формирование идеологии румынизма и ее влияния на внешнюю политику Румынии на восточном направлении. По его словам, политический класс Румынии, используя румынизм как средство реализации своих экспансионистских планов в отношении Молдавии, потерпел неудачу в Приднестровье в 1992 году. После этого от тактики форсированной румынизации и интеграции Молдавии Бухарест перешел к тактике "мягкой силы", эффективно реализуя свою политику в области образования, СМИ и развития гражданского общества. А главные усилия во внешней политике румынская дипломатия направила на интеграцию в евроатлантические структуры.

Шорников отметил, что с 2007 года, после успехов на западном направлении, Румыния вновь стала активным игроком в Молдавии. Это выразилось в смене политического режима в этой стране после апрельских событий 2009 года, а также в особом сотрудничестве органов власти Молдавии и Румынии, в том числе в области безопасности. Многие элементы этого взаимодействия, особенно в условиях внутриполитического кризиса в Молдавии, по его словам, можно квалифицировать как режим ручного управления извне. Однако сейчас, учитывая растущую популярность идеи евразийской интеграции в Молдавии и твердый курс Приднестровья на интеграцию в евразийские структуры, возможность реализации идеи "Великой Румынии" оказалась под угрозой. Шорников выразил опасение, что Бухарест попытается использовать свои возможности для пресечения перспектив евразийской интеграции.

В ходе дискуссии румынские эксперты выразили несогласие с мнением Игоря Шорникова о том, что на восточном направлении политика Бухареста является экспансионистской, а политика России на балканском направлении всегда носила освободительный характер. При этом в процессе обсуждения эксперты не стали отрицать возможности евразийского будущего у Приднестровья и Молдавии. В свою очередь Александр Стецюк рассказал о способах воздействия Румынии на общественное мнение в Молдавии посредством СМИ, а также на переговорный процесс по молдавско-приднестровскому урегулированию. Эта информационная политика, которая пронизана штампами 90-х годов, по его мнению, осложняет диалог Тирасполя и Кишинёва, снижает возможности для решения комплекса социально-экономических и гуманитарных вопросов в процессе урегулирования молдавско-приднестровских отношений. В ходе дискуссии приднестровские эксперты обратили внимание, что в Молдавии функционирует целый ряд СМИ, которые, фактически, спонсируются из государственного бюджета Румынии. Финансирование местных СМИ другими государствами запрещено законодательством Молдавии, однако это требование не соблюдается.