С единого учебника по истории начинается тоталитаризм. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал сегодня, 20 февраля, учитель истории средней школы города Пионерский Калининградской области Дмитрий Буянский, комментируя инициативу президента России Владимира Путина о создании "единого учебника по истории".

"Мое мнение - с единого учебника по истории начинается тоталитаризм, - сказал Буянский. - Велика вероятность того, что в едином учебнике будет реализовываться некий официальный подход к трактовке исторических событий".

"Но дело даже не в том, как трактовать те или иные исторические события, - продолжил педагог. - Под трактовкой событий, как правило, имеют в виду идеологию, хотя есть просто разные научные теории. В конце концов, учебник не должен навязывать какой-то взгляд на исторические события, он должен быть лишен оценочных суждений настолько, насколько это возможно, предоставляя возможность учителю вместе с учениками открывать новые для них знания и вырабатывать собственный взгляд на мир".

Единственное требование, по мнению собеседника ИА REGNUM, "это научно обоснованный подбор фактического материала, который даст возможность нравственного, гражданского и патриотического самоопределения для ученика".

"Именно так формируется личность, вырабатывается собственный взгляд на мир, формируются ценности и убеждения, т.е. то, что в новом стандарте заявлено как приоритетная цель образования, - считает учитель истории. - Но ведь есть еще и разные методологические подходы к преподаванию. Почему учителя собираются лишить этого права?"

По мнению Буянского, учитель вправе выбирать методику преподавания своего предмета. "Написать учебник, который будет универсален в этом смысле просто невозможно, - считает учитель. - Это разный методологический аппарат и принцип составления текста. Скажем, одним хочется максимального информационного насыщения учебника, другим возможности при помощи текста учебника формировать определенные предметные компетенции и т.д.".

"Лично я для себя линию учебников уже выбрал. Это линия - образовательная система "Школа 2100". Она, кстати, идеально бы подходила к тем критериям, которые определил Путин, - сказал Дмитрий Буянский. - Но я был бы категорически против, чтобы какая-то линия учебников, пусть даже самая лучшая с моей точки зрения, навязывалась как обязательная. Учитель - это творческая профессия. Он должен иметь свободу выбора. Есть такой инструмент, как экспертиза учебников, он вполне успешно работает. Ничего менять здесь не нужно".

Справка ИА REGNUM. Учителю истории средней школы города Пионерский Калининградской области Дмитрию Буянскому - 42 года. Образование - Калининградский государственный университет, аспирантура Балтийского федерального университета им. Канта. В настоящее время готовится к защите диссертации: "Индивидуализация процесса формирования гражданской компетентности у учащихся общеобразовательной школы".