Алексей Демин: Чего добивается этническая фронда в Татарстане
Москва, 6 ноября, 2012, 16:00 — ИА Регнум. После событий прошедшего лета и осени в Казани - терактов исламистов и спецоперации по их ликвидации - Татарстан продолжает удерживать места в топе негативных новостей. Очередным поводом для привлечения внимания федеральных агентств стала полицейская операция в День народного единства, проведенная, по заявлению республиканского Общества русской культуры (ОРКТ), с целью "устрашения русского и русскоязычного населения в республике, руководство которой взяло курс на этническую мобилизацию и усиление дискриминации по национальному признаку".
При этом в федеральные новости практически не попали заявления, сделанные накануне бывшим президентом - ныне госсоветником Татарстана Минтимером Шаймиевым на конференции по поводу 20-летнего юбилея Конституции Татарстана. Для уяснения ситуации кое-что из выступления основоположника татарстанского суверенитета следует процитировать (по казанскому изданию "Бизнес Online"):
"От ностальгии имперского мышления, к сожалению, до сих пор не могут освободиться не только фракции оппозиционных партий, но и часть депутатов партии "Единой России", за которую пока дружно голосуют жители и российских республик. <...> Вопреки конституционным нормам, где четко закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (в преамбуле к Конституции Татарстана говорится о "многонациональном и татарском народе" - прим. ИА REGNUM), мы не слышим официального осуждения институтами власти призывов типа "Россия для русских" или недостаточно строго придерживаемся 14 статьи Конституции, где четко установлено, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".
Однако основной посыл госсоветника был в финале речи: "Нам бы и в дальнейшем, проявляя мудрость, искать пути совершенствования механизма разграничения полномочий без перетягивания канатов. Хочу подчеркнуть, что любые попытки вмешательства в исключительные полномочия субъектов федерации подрывают доверие к депутатам и представителям федерального собрания - в конечном счете, высшей законодательной власти".
Свое выступление Шаймиев закончил фразой "Без булдырабыз!" ("Мы можем!") под бурные аплодисменты зала, в котором собралась национальная элита республики. Самые громкие аплодисменты доносились с галерки, где сидела татарская молодежь.
То, что Минтимер Шаймиев, отправленный в отставку два года назад, так или иначе, пытается заявлять о себе ("вероятно, власть - это в крови", признавался ранее сам госсоветник) ни для кого в республике не секрет. Правда, ранее подобные попытки предпринимались под другими брендами - обмена уникальным опытом "межконфессионального согласия" в Татарстане, возрождения культурного наследия и даже возрождения ислама.
При этом обстановка в Татарстане все более обострялась: с одной стороны не прекращались протесты родителей школьников, требовавших решить вопрос с адекватным преподаванием русского языка и отменить принудительное изучение татарского, с другой - участились акции национал-сепаратистов. Настоящим шоком для общественности стали июльские теракты в Казани с убийством Валиуллы Якупова и покушением на муфтия Ильдуса Фаизова, а также митинги исламистов в центре города.
Как неоднократно отмечали наблюдатели, ни правоохранительные, ни надзорные органы не отреагировали на эти события должным образом: часть преступников все еще находится в розыске, другая часть исламистов продолжает проводить свои акции (очередной их митинг горисполком Казани, по данным источника ИА REGNUM, согласовал на 11 ноября).
По мере отсутствия реакции федерального центра у национально-ориентированной элиты усиливались реваншистские настроения, которые получили отражение в последней речи Шаймиева. Почувствовав свою безнаказанность, этническая фронда (впервые этот термин по отношению к Татарстану применил Модест Колеров) решила предъявить претензии федеральному центру с помощью бывшего президента республики, теперь - несменяемого госсоветника. Первым симптомом осуществления этой политики стала "акция устрашения" русской и русскоязычной молодежи в День народного единства, о которой сообщало ИА REGNUM.
Чего добиваются эти люди? С одной стороны, предметом перспективного торга, скорее всего, являются значительные финансовые средства, которые Татарстан получил в качестве кредитов на различные амбициозные проекты, включая Универсиаду-2013 (госдолг превысил 86 млрд рублей и сравним с доходами республиканского бюджета).
С другой - в татарской элите по-прежнему сильна тяга к получению максимальной самостоятельности в рамках РФ, созданию так называемой "асимметричной федерации". В этом плане довольно характерно грубое, но вполне откровенное заявление, замеченное на одном из националистических форумов: "Надо нам пока насосаться из России по максимуму, она же скоро сама развалится".
Заложниками данной политики стало русское и русскоязычное население, испытывающее в Татарстане все возрастающее давление. Националисты, в изобилии присутствующие в правительстве республики, не стесняются делать соответствующие заявления. Не далее как летом произошел скандал с пенсионеркой-погорелицей Надеждой Чекашкиной, которую глава района назвал "русской маржей" и лишил компенсации за сгоревший дом. Продолжаются коллизии с Минобрнауки - новый министр образования Энгель Фаттахов, плохо владеющий русским языком, распорядился докладывать ему по-татарски.
Ни один из подобных случаев не получил должной оценки руководства Татарстана - президент Рустам Минниханов продолжает говорить о "гарантиях этнического и религиозного равноправия всех татарстанцев". Минтимер Шаймиев же, фактически, перешел к риторике лидеров ТОЦ и требует отпора имперским настроениям, шантажируя Москву "дружным голосованием национальных республик".
К чему приведут такие действия, нетрудно предположить. Исламистское подполье в Татарстане, ликвидацию которого сегодня тормозит высокопоставленное лобби, но которое, несмотря на некие уверения, им совершенно не контролируется, еще заявит о себе всевозможными "акциями", включая теракты. Одновременно будет возрастать давление на единственную организацию, реально представляющую интересы русских - Общество русской культуры Татарстана, с параллельным созданием альтернативной лояльной организации (этим, по данным источника в Казанском кремле, сейчас активно занимается департамент внутренней политики Александра Терентьева). При этом протестные настроения в русской молодежной среде, которую пока хотя бы частично контролирует ОРКТ, будут только усиливаться.
Все это вызовет дальнейшую дестабилизацию обстановки в Татарстане. Проведение Универсиады-2013 станет настоящим испытанием как для жителей Казани, так и для гостей, не говоря уже о сотрудниках спецслужб. В этой связи, вне зависимости от результата, высшее руководство республики, не исключая президента, после завершения мероприятий ждут кадровые перестановки. Дальнейшая судьба Татарстана ("Без булдырабыз!") будет зависеть от того, насколько эффективными окажутся федеральные кадровые решения по республике и как далеко будет отстранена от управления "этническая фронда".