В Москве 9 октября прошло заседание президиума Государственного совета по теме повышения эффективности управления земельными ресурсами. Глава Оренбургской области Юрий Берг, как руководитель рабочей группы по подготовке материалов к президиуму, выступил с основным докладом. О колоссальной работе, проделанной при подготовке предложений по совершенствованию земельных отношений, и о самом заседании Госсовета Юрий Берг рассказал в интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Юрий Александрович, по поручению президента Владимира Путина Вы возглавили рабочую группу по подготовке материалов Государственного совета. Какие задачи ставились перед рабочей группой?

Для меня это был высокий уровень ответственности, связанный с координацией действий многочисленных участников процесса - от сбора идей до их осмысления и выработки итоговых предложений, которые затем были представлены президенту страны.

В состав рабочей группы вошли федеральные министры, главы регионов, депутаты Госдумы, представители общественности и эксперты в вопросах землепользования. Столь широкий круг участников был необходим для проведения полного анализа ситуации, сложившейся в сфере землепользования. Несмотря на то, что основные подходы, приоритетные цели, задачи и направления реализации государственной политики по управлению земельным фондом определяются Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации, нерешённых вопросов в отрасли остаётся немало.

Особое внимание обращу на тот факт, что за время работы по совершенствованию земельных отношений поступило более ста предложений, значительная их часть вошла в доклад. Этот документ представлен главе государства и в дальнейшем станет основой для поручений и новых законодательных инициатив, касающихся изменений в землепользовании.

Отрадно отметить, что заместитель министра экономического развития РФ Павел Королёв в процессе подготовки первого заседания рабочей группы был приятно удивлён профессионализмом и высокой организованностью руководителей и специалистов правительства Оренбургской области, что, видимо, и стало прологом конструктивного диалога, сложившегося на первом заседании рабочей группы.

ИА REGNUM: Насколько своевременны поднятые на заседании президиума Госсовета вопросы?

Тема эта, без преувеличения, волнует всех и каждого - от рядовых граждан до крупных корпораций. Она более чем актуальна. В материалах, которые мы получали в процессе работы, была не только глубокая аналитика, но также искренняя заинтересованность в скорейшей "расшивке" накопившихся сложных вопросов. Члены рабочей группы предложили различные подходы к совершенствованию законодательства, зачастую дискуссионные, что подчёркивает важность и значимость обсуждаемых вопросов.

Естественно, на подготовительном этапе возникали спорные моменты, но все они обсуждались в конструктивном русле. Решения принимались с учётом всех мнений и уважением к любым точкам зрения на проблему земельных отношений.

ИА REGNUM: Вы сказали, что в ходе подготовки от членов рабочей группы поступило более ста предложений. Сколько из них вошло в итоговый доклад?

В обобщённый документ вошли все предложения, повторюсь, более ста! Все они важные, так как их цель обеспечить конструктивное и эффективное использование такого мощнейшего ресурса отечественной экономики, как земля.

Рабочая группа тщательно изучила практику применения земельного законодательства и проанализировала проблемы, которые приводят к неэффективному использованию земли. Итогом работы стал свод рекомендаций. Актуальность темы, рассмотренной на заседании президиума Госсовета 9 октября, особенно высока потому, что земля - это ключевой ресурс экономики. Именно развитые, цивилизованные земельно-имущественные отношения характеризуют уровень социально-экономического развития и регионов и страны в целом.

ИА REGNUM: На заседании президиума Госсовета поднимался вопрос о том, что бюджет должен иметь значительные пополнения за использование земельных участков. Значит ли это, что последует увеличение налоговых платежей?

Земля, которая является востребованным рыночным продуктом, до сих пор не стала полноценными источником доходов в региональный и федеральный бюджеты. Земельные платежи составляют в среднем 3-5% доходов бюджетов регионов. Речь идёт не только о земельном налоге...

В своей работе регионы нередко остаются заложниками несовершенства федеральных законов. И участие в подготовке материалов к докладу на Госсовет - это возможность, в том числе и для Оренбуржья, повлиять на разрешение этих проблем.

Пример тому - решение вопроса вовлечения в оборот земли, находящейся в федеральной собственности, но не используемой по назначению. Эксперты сошлись во мнении, что справедливо будет в этом вопросе отдать приоритет муниципалитетам. От имени своих коллег по рабочей группе я обратился к президенту с просьбой поручить Генеральной прокуратуре РФ проверить использования по целевому назначению земельных участков, которые числятся за организациями, подведомственными Министерству сельского хозяйства РФ и Российской академии сельскохозяйственных наук (в том числе ликвидированными и находящимися в стадии банкротства). Это необходимо не только для более эффективного использования земельных ресурсов в интересах людей и возможных инвесторов, но и для решения насущных проблем муниципалитетов за счёт возможности выгодно распорядиться землёй, сделать её источником постоянного пополнения местной казны.

Требуют совершенства и вопросы финансово-экономического аспекта распоряжения землёй. Недостаточная обоснованность существующих методик проведения государственной кадастровой оценки земель, фактический запрет на залог государственных земель, отсутствие полноценного рынка земли - всё это сказывается на эффективности использования земельных ресурсов.

Разговор о пополнении бюджета выходит за рамки налоговых поступлений. Во главе угла стоит эффективное использование земельных ресурсов. В этом случае начнётся приток денежных средств в бюджеты разных уровней. По большому счёту земельный ресурс является по своей природе местным ресурсом, доход от которого должен поступать в местные бюджеты. Но пока распоряжение значительной частью земли осуществляется федеральным структурами, у муниципалитетов нет стимулов качественного и современного планирования использования земли в генпланах, в правилах землепользования и застройки.

ИА REGNUM: Но ведь есть целинные участки, которые не пользуются спросом. Как можно их эффективно использовать?

Безусловно, не стоит забывать, что на необъятных российских просторах есть значительные участки земли, за освоение которых впору доплачивать потенциальному инвестору, если он захотел на ней что-то строить и создавать. Например, в Светлинском районе Оренбургской области лежит бескрайняя степь и расстояние между населёнными пунктами от 100 километров и больше. Крайне сложный район, как для земледелия, так и для промышленного производства. В связи с этим, наверное, пора сделать законы более гибкими для земель, которые не имеют повышенного рыночного спроса? Это тоже тема для размышления...

ИА REGNUM: Юрий Александрович, назовите ключевые вопросы, которые требуют законодательного совершенствования и были озвучены на заседании президиума Госсовета?

Эти вопросы хорошо известны. Например, упрощение процедуры выделения земли под малоэтажное жилищное строительство, обеспечение этих участков инженерно-технической инфраструктурой. Или качественное информирование заинтересованных лиц об имеющихся участках, на чём особо акцентировал внимание президент в своём выступлении. Владимир Владимирович Путин вообще очень чётко расставил по рангу проблемы отрасли. И одной из первых назвал проблему разграничения собственности на землю. Отмечу, что в этом вопросе ещё много неразберихи из-за незавершённости процесса определения территорий, подлежащих резервированию для государственных нужд и предоставленных в пользование федеральным органам власти. Об этом сегодня говорят главы регионов, потенциальные инвесторы, все, кто заинтересован в более эффективном использовании земель, которые сейчас в значительном количестве простаивают. Мне понравилась фраза, которой он резюмировал эту мысль - "Мы не настолько богаты, чтобы десятилетиями держать их в резерве". Очень точное определение. Участники рабочей группы надеются, что последуют конкретные меры по более эффективному использованию миллионов гектаров таких земель.

ИА REGNUM: На заседании президиума Госсовета Вы говорили о новом подходе к штрафам за нарушения земельного законодательства...

Сегодня, по мнению специалистов, установлен недостаточный размер санкций за земельные правонарушения, он не соответствует реальным доходам граждан и организаций. Действенной мерой будет не простое увеличение размера административных штрафов, а применение нового подхода к определению размера штрафа на основании кадастровой стоимости земельного участка.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете итоги деятельности рабочей группы?

Есть удовлетворение от хорошо проделанной коллективной работы. Свою позитивную оценку докладу дал и президент России. На заседании президиума Госсовета он подчеркнул, что рабочая группа проделала огромную работу и представила детальный доклад с конкретными предложениями по совершенствованию земельных отношений в Российской Федерации.

В своём выступлении Владимир Владимирович Путин чётко определил нынешнее состояние использования земельных ресурсов как неэффективное. А это, как известно, заметно тормозит развитие всех прогрессивных экономических процессов. Уверен, что работа нашей группы положительно повлияет на сферу земельных отношений. Тем более, насколько я понял (прочитал сегодня в федеральной прессе), президент уже одобрил перечень конкретных поручений по итогам представленных нами материалов. И когда они лягут в основу новых законопроектов и поправок - можно считать это хорошим итогом большой работы.