Концепция реконструкции и возрождения киностудии "Ленфильм", предложенная Советом директоров киностудии, может быть утверждена Министерством культуры в ближайшие дни. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 18 сентября, сообщил бывший председатель Совета директоров студии Эдуард Пичугин.

"Меня удивило Министерство культуры РФ, - сказал Эдуард Пичугин. - 11 сентября провели общественные слушания концепций, а 14 сентября уже предложения были направлены в Росимущество. Поэтому сроки утверждения концепции - это, думаю, вопрос нескольких дней".

Пичугин также отметил, что "киностудия "Ленфильм" - это намоленное кинематографическое место": "Именно здесь братья Люмьер в 1896 году впервые в Российской империи показали свой фильм. Поэтому развивая традиции ленинградской школы, мы должны создавать новую школу", - сказал Пичугин.

Вице-президент Гильдии продюсеров России Александр Котелевский пояснил, какие источники финансирования предлагает концепция. "Первое, на что мы рассчитываем, это возврат прав на "Золотую коллекцию" киностудии. Расчетная сумма прибыли по этому источнику может составить около 140 млн. рублей в год. Это означает, что киностудия сможет погасить свою кредиторскую задолженность и выйти из кризисного финансового положения, а дальше использовать этот доход на развитие, - рассказал Котелевский. - Второе - это приобретение технического оборудования и проведение ремонтных работ на условиях рассрочки. Есть уже договоренности с конкретными компаниями. Последнее - это открытие кредитных линий во Внешэкономбанке и Сбербанке России, также небольшие кредиты в коммерческих банках".

Причем, по словам Котелевского, рассматривается два сценария развития. В пессимистическом сценарии ОАО "Ленфильм" не вернет себе права на "Золотую коллекцию". При оптимистическом же сценарии, когда будет учтен доход от "Золотой коллекции", удастся в 1,5 раза снизить объем заемных источников финансирования, в то время как собственные источники могут возрасти в 8 раз. При этом, срок окупаемости при оптимистическим сценарии сократится на 2 года по сравнению с расчетами пессимистического сценария. Однако Котелевский не пояснил, какова возможность возврата "Золотой коллекции" "Ленфильму".

Пичугин напомнил, что концепция состоит из трех бизнес частей. Первая - это создание студийного комплекса, куда входит техническое переоснащение всех павильонов киностудии. Кроме того, на площадке "Ленфильма" в Сосновой поляне планируется создать павильон-трансформер площадью 10,5 тыс. квадратных метров.

Вторая бизнез-модель затрагивает именно производство фильмов. Для реализации ее в мае 2012 года была создана дочерняя компания ОАО "Продюсерский центр Ленфильма", который возглавит Андрей Сигле. 99% акций компании принадлежат ОАО "Ленфильм", 1% - Алексею Герману. "Это позволит поддержать функцию студии по кинопроизводству", - уверен Пичугин.

Третья бизнес модель позволит интегрировать самого "Ленфильма" в культурный кластер Санкт-Петербурга. "Для это почти не нужно инвестиций, - сказал Пичугин. - В это входит создание музея "Ленфильма", а также своего кинозала на базе не работающего сегодня конференц-зала. "Ленфильм" должен стать излюбленным местом в городе".

11 сентября на общественном обсуждении были представлены две концепции развития киностудии. Первую представил Андрей Сигле (Общественный совет киностудии), вторую - Эдуард Пичугин (ныне экс-председатель Совета директоров студии) и Сергей Снежкин. Обе концепции предлагают сохранение киностудии "Ленфильм" на существующих площадях, без продажи или перепрофилирования части недвижимости, восстановление производственных мощностей студии за счёт привлечения кредитных средств.

Сигле считает, что для развития студии необходимо 2 млрд рублей, Пичугин - 1,5 млрд рублей. Концепция Сигле заключается в создании современного кинематографического центра полного цикла с профильной направленностью в сторону "авторского интеллектуального кино, детских и исторических фильмов". Концепция Совета директоров, как сказал Снежкин, предусматривает "возвращение киностудии, как главной киностудии страны и новый образ "Ленфильма", его ребрендинг". Студия должна развиваться по трем моделям: бизнес модель работы студийного комплекса, модель работы студии как продюсерского центра, а третья - это интеграция в культурную среду Санкт-Петербурга.

В ходе дискуссии большинство участников - представители государственных органов исполнительной власти, члены Общественного совета при Минкультуры России, эксперты "Открытого правительства", независимые эксперты поддержали концепцию, представленную Эдуардом Пичугиным и Сергеем Снежкиным как "лучше проработанную экономически". Кроме того, председатель Общественного совета "Ленфильма" Светлана Кармалита сказала, что значительная часть членов Общественного совета поддерживает концепцию Совета директоров, в которой "меньше лозунгов, больше дела", тем самым подтвердив существование раскола в Общественном совете.

14 сентября, Министерство культуры РФ по итогам общественного обсуждения концепций развития киностудии "Ленфильм" направило в Росимущество предложения для избрания в совет директоров ОАО "Киностудия "Ленфильм". В пресс-службе Министерства культуры РФ отметили, что в соответствии с пожеланиями режиссера Александра Сокурова, высказанными в ходе общественного обсуждения развития "Ленфильма", состав совета директоров полностью обновлён, "чтобы начать работу с чистого листа", увеличено представительство в нём Минкультуры РФ и Общественного совета киностудии. Председателем Совета директоров киностудии стал кинорежиссер Федор Бондарчук.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в начале августа 2011 года кинорежиссеры Алексей Герман и Александр Сокуров направили открытое письмо премьер-министру России Владимиру Путину с просьбой предотвратить приватизацию "Ленфильма". По мнению известных режиссеров, студию ожидало "общественное банкротство", так как ее полный пакет акций был оценен всего в 105 миллионов рублей. В результате в сентябре 2011 года Министерство культуры РФ отозвало из правительства пакет документов по созданию партнерства "Ленфильма" и АФК "Система". В соответствии с этим проектом контрольный пакет акций студии "Ленфильм" должен был перейти в собственность компании "Всемирные русские студии", которая входит в АФК "Система".