Руководство России опасается, что союзная Белоруссия экспортирует нефтепродукты под видом органических растворителей и уклоняется от уплаты экспортных пошлин в российский бюджет. Об этом 28 июня заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.

"Мы столкнулись с тем, что в несколько раз из Белоруссии на внешние рынки вырос экспорт органических растворителей. Мы опасаемся, что этот товар - прикрытие. Не исключено, что под видом растворителей экспортируют нефтепродукты", - сообщил Шаталов, выступая на налоговой конференции Ассоциации европейского бизнеса. Он отметил также: "Сейчас мы разбираемся с этой ситуацией, будем принимать соответствующие меры. Будем договариваться со своими белорусскими коллегами".

Замминистра финансов России напомнил о соглашениях по поставкам нефти в Белоруссию, согласно которым во взаимной торговле стран Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстана) были отменены торговые пошлины, однако таковые взимаются при реэкспорте и экспорте товаров за пределы единой таможенной территории. Комментируя сообщения о таких экспортных поставках нефтепродуктов, выработанных на белорусских НПЗ, Шаталов отметил: "Соответственно, российский бюджет потерял очень значительные доходы, которые были бы получены, если ли такие поставки, а это, прежде всего, нефть и нефтепродукты, осуществлялись с уплатой пошлин. Речь идет о многих миллиардах долларах".

Напомним, около полугода белорусские и российские СМИ обсуждают проблему резкого увеличения экспорта нефтепродуктов из Белоруссии - т.н. "растворителей" и "разбавителей". По информации ряда изданий, поставляемые из Белоруссии нефтепродукты данной группы выработаны из российской нефти и поставляются за пределы территории Таможенного союза без уплаты вывозных таможенных пошлин в российский бюджет. На самом деле, утверждается в публикациях, именование данных нефтепродуктов как "растворители" и "разбавители" является ничем иным, как формой ухода от уплаты вывозных таможенных пошлин в российский бюджет.

Как сообщало ИА REGNUM, 6 июня на пресс-конференции в Минске посол России в Белоруссии Александр Суриков прокомментировал проблему "белорусского нефтяного оффшора", признал наличие темы для обсуждения на официальном уровне и заявил: "Безусловно, российская сторона обратила внимание на то, что импорт нефтепродуктов в Белоруссию вырос по сравнению с 2009 или 2010 годами в разы, и, в том числе, в этом году растёт почти в четыре раза - это кроме нефти, светлые нефтепродукты - бензин, дизтопливо и так далее. Обратили абсолютное внимание, что Белоруссия экспортирует нефтепродуктов больше, чем это можно выработать из нефти". Дипломат добавил также: "Обратили внимание, что в таможенной отчётности Белоруссии (не чьей-то) появилось такое понятие, как "растворители" и "разбавители" в больших количествах на западные фланги. И понимаем, что есть какие-то вопросы. Причем растворители и разбавители - они не облагаются таможенными пошлинами. В прошлом году было 2 млн. тонн этих растворителей и разбавителей. Мы на это, конечно, обратили внимание - сейчас исследуем эти вопросы и наверняка они будут обсуждать российской и белоруской сторонами, чтобы не было нарушений, связанных с реэкспортом нефтепродуктов, что, в принципе, возможно - пожалуйста, реэкспортируй, но заплати таможенную пошлину, равную российской на вывозе".

Позднее, 14 июня председатель Государственного таможенного комитета Белоруссии Александр Шпилевский отверг обвинения в адрес официального Минска о реэкспорте российских нефтепродуктов и поставках за рубеж нефтепродуктов, выработанных из российской нефти без уплаты соответствующих пошлин в российский бюджет. Однако 15 июня глава Минэнерго РФ Александр Новак проинформировал о том, что Минпром, Минэнерго и Минэкономразвития по поручению вице-премьера правительства РФ Аркадия Дворковича, курирующего ТЭК, изучат проблематику экспорта нефтепродуктов из Белоруссии в третьи страны. Накануне, 14 июня на пресс-конференции в Минске председатель Государственного таможенного комитета Белоруссии Александр Шпилевский категорически отверг обвинения в адрес официального Минска о реэкспорте российских нефтепродуктов и поставках за рубеж нефтепродуктов, выработанных из российской нефти без уплаты соответствующих пошлин в российский бюджет.