Чиновники одобрили троекратно завышенный тариф на перевалку нефти на Уярском нефтеналивном терминале, а учредители терминала планируют начислить себе 24,5 млн рублей дивидендов за текущий год, утверждает эксперт Центра изучения региональных проблем Артем Белый.

Уярский нефтеналивной терминал был запущен в 2005 году на станции Уяр Красноярского края (примерно в 100 км к востоку от Красноярска). На терминале производится налив нефти из магистрального нефтепровода в железнодорожные цистерны. Аналогичный терминал, принадлежащий компании "Транснефть", уже более тридцати лет действует на станции Мегет в Иркутской области. Из Мегета нефть в железнодорожных цистернах направляется на НПЗ Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре и в порты для перегрузки в танкеры.

"Терминал в Уяре понадобился в 2005 году, когда "Роснефть" заключила контракт по поставку в Китай 10 млн тонн нефти в год по железной дороге, - пишет Центр изучения региональных проблем. - Мощностей мегетского терминала не хватало, поэтому либо надо было их расширять, либо строить новый терминал. В проект вклинился предприниматель Григорий Березкин, который предложил за свой счет реконструировать старый, практически заброшенный маломощный терминал в Уяре. Предложение Березкина было принято, но потом за него было втридорога заплачен... За перелив одной тонны нефти в Уяре "Роснефть" платила компании Березкина ООО "Нефтетранспортная компания" (НТК) 218 рублей, а точно такая же операция на терминале "Транснефти" на станции "Мегет" обходилась компании в 49,3 рубля".

По данным Центра изучения региональных проблем, "нежданная "щедрость" от государства позволяет г-ну Березкину платить директору НТК заработную плату более миллиона рублей в месяц. Это более чем в десять раз больше, чем получает начальник крупной железнодорожной станции. Да что там - простой водитель имеет оклад "всего" 47 тысяч рублей, а средняя заработная плата шестидесяти работников ООО более 90 тыс. рублей. Не обижают себя и владельцы НТК. Только за прошлый год они начислили дивидендов на 24,5 млн рублей - каждый работник принес хозяину за год 400 тыс. рублей!..".

"В конце 2010 года вступил в строй нефтепровод "Сковородино-Мохэ" для поставки нефти в Китай, и надобность в Уярском нефтетерминале отпала. Но кому же хочется терять многомиллионные дивиденды и миллионную заработную плату? - отмечается в публикации Центра изучения региональных проблем. - Для сохранения спецкормушки была организована массированная атака на федеральные органы власти. В случае закрытия терминала райцентру Уяр якобы грозила социальная катастрофа, а чтобы аргументы звучали весомее, работников терминала в конце прошлого года отправили на митинг, о котором сообщили все центральные телеканалы и СМИ. Закрытие предприятия численностью в 60 работников было подано как нечто угрожающее стабильности страны. В сообщениях же говорилось о ликвидации предприятия численностью 800 человек! Существуют большие подозрения, что решение государственных органов продлить еще на год работу уярского терминала было связано не только с пиар-активностью Григория Березкина в СМИ, но и с более весомыми "аргументами". В "Траснефти" говорят, что еще год работы терминала принесет компании 3,6 млрд рублей убытков. По закону сохранения денег убытки в одном месте компенсируются прибылью в другом".

"Решение федеральных органов в пользу перекачки государственных денег в частные карманы владельцев уярского терминала оказалось весьма кстати для местных и краевых властей, которые не сделали ничего реального для трудоустройства высвобождаемых сотрудников терминала, - говорится в статье. - Вместо создания новых рабочих мест руководство НТК, местные и краевые начальники много и красиво говорили о планах по созданию в Уяре нефтеперерабатывающего завода за 35 млрд рублей. Это примерно то же, что рассуждать о строительстве на месте водокачки пивзавода. Главное сырье одно - вода - но уровень технологий принципиально разный. К тому же новые мощности по переработке нефти в этом регионе просто не требуются, существующих заводов более чем достаточно".

В марте президент России Дмитрий Медведев потребовал от крупнейших компаний с государственным участием − "Транснефти", Газпрома, РЖД в течение трех лет обеспечить снижение материальных затрат на 10% на единицу продукции ежегодно. Следуя президентскому требованию, вице-президент компании "Транснефть" Михаил Барков заявил: "Компания планирует выйти на десятипроцентное снижение расходов к 1 октября". Он пояснил, что снижение расходов будет достигнуто, в частности, за счет внедрения энергосберегающих технологий, оптимизации технологических процессов при проведении строительно-монтажных работ, оптимизации графиков проведения работ и оптимизации численности работников на участках, где это возможно". Барков добавил, что предстоит произвести соответствующую работу с поставщиками и решить еще целый ряд вопросов. Ситуация вокруг Уяра показывает сложность этой работы.

"Нельзя сказать, чтобы чиновники полностью проигнорировали требование главы государства, постаравшись сделать крайними руководство корпораций, - подчеркивает Центр изучения региональных проблем. - На этот год НТК просило установить тариф за перевалку тонны нефти снова 217,6 рублей. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) установившая с 1.12.2010г. тариф в 37,5 руб. (кстати, соизмеримый со стоимостью услуг на Мегете) после месячного сопротивления натиску Березкина уступила в четыре раза и с 1.01.2011г. он составил 138,7 рублей. Но главный вопрос: зачем вообще продолжать содержать глубоко убыточный для страны, ненужный терминал? И почему из-за десятков миллионов рублей прибыли Березкина государственные ж/д должны перевозить нефть с глобальным дисконтом?".