"После конституционного референдума Турцию ожидает новое будущее. Изменения в Конституции настолько же существенны, насколько новая традиционная провинциальная политическая элита отличается от старой секулярной. Жители Турции поддержали не столько 26 поправок к основному закону, сколько политику Эрдогана", - об этом сказал ИА REGNUM Новости ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Александр Сотниченко.

По словам политолога, теперь правящая партия "Справедливости и развития" (ПСР) сможет реформировать страну, не опасаясь вмешательства военных. "Разумеется, учитывая небольшой разрыв между сторонниками и противниками курса, ни о какой исламизиции жизни в стране речи не идет. Однако, в рамках проведения демократических реформ, возможно, будет снова поставлен на голосование закон о ношении женского головного платка в общественных учреждениях, ранее отклоненный конституционным судом, и некоторые другие".

Касаясь вопроса, не приведут ли новшества в Конституции Турции к диктатуре Эрдогана и его политической силы, Сотниченко сказал: "насколько Турция при Эрдогане будет похожа на диктатуру - это зависит от сплоченности оппозиции".

"Пока либерально-демократическая избирательная система крайне выгодна ПСР, так как ее поддерживает реальное большинство населения, и ее электорат растет. Разумеется, партия будет стремиться выводить своих оппонентов за пределы избирательного поля, предпринимать действия по расколу оппозиции, возможно, создавать карманные оппозиционные партии, скупать оппозиционные медиа-ресурсы. Однако, они не тронут идол Ататюрка. Никто не будет как в недавнем прошлом радикальные исламисты ратовать за полное удаление его личности и реформ из официальной истории, подобно тому, как в России происходит дискредитация коммунистической эпохи", - сказал он.

При этом эксперт напомнил, что также следует отметить огромную поддержку, которую оказали Эрдогану курдские регионы (свыше 90% голосов за). "Учитывая высокую явку избирателей (77%, на 10% выше, чем в 1982 г. на референдуме по поводу принятия Конституции), это говорит о провале курса курдских сепаратистов на бойкот референдума и растущую популярность правительственных программ в Юго-Восточной Анатолии. Сейчас можно с уверенностью сказать, что Эрдоган находится на вершине карьеры. Такой поддержки не имел ни один политический лидер страны со времен Ататюрка. Учитывая значительные мировоззренческие разногласия между Ататюрком и Эрдоганом, можно с уверенностью констатировать наступление новой эпохи в Турции и на всем Ближнем Востоке", - подчеркнул Сотниченко.

Касаясь противоречий между Гюлем и Эрдоганом, политолог сказал, что серьезных противоречий между ними пока не выявлено, однако, могут проявиться и усилиться разногласия между различными группировками внутри правящей элиты, а также между либеральным и консервативным крылом традиционалистов, как это уже имеет место быть в противостоянии ПСР и партии "Счастья" (исламисты-консерваторы).

На вопрос, не пойдет ли путем Эрдогана премьер России Владимир Путин перед президентскими выборами в России, Сотниченко заметил, что "Путин вряд ли пойдет по пути Эрдогана, так как, во-первых, Турция никогда не была примером для современной российской политической элиты, ориентирующейся на Запад; во-вторых, контроль Кремля над политической жизнью России - это недостижимая мечта для Эрдогана: мировоззренческий раскол между секуляристами и традиционалистами в Турции гораздо более существенный, чем между "Единой Россией" и, скажем, СПС или "Яблоком"; в-третьих, Конституция РФ полностью удовлетворяет российскую политическую элиту".