К дню PR-специалиста, который отмечается 28 июля, в Архангельской области подвели итоги опроса журналистов о качестве взаимодействия власти и бизнеса со СМИ. Прокуратура Архангельской области и Следственный комитет возглавили рейтинг самых открытых пресс-служб, где наиболее полно и оперативно отвечают на редакционные запросы и дают возможность узнать мнения первых лиц. В список аутсайдеров по разным критериям вошли Правительство Архангельской области, областное Собрание депутатов, мэрия Архангельска, Роспотребнадзор, Северное морское пароходство, "Севералмаз".

Пресс-служба Правительства Архангельской области, по мнению журналистов, оказалась самой активной. Именно она опередила своих коллег по числу пресс-релизов, раскрутке инфоповодов, проведению мероприятий для прессы. Кроме того, региональное правительство отметили за хорошую организацию пресс-конференций. Однако по критериям "оперативность и полнота ответов на информационные запросы", "готовность идти на контакт" главная пресс-служба Архангельской области попала в антирейтинг.

"Севералмаз", Северное морское пароходство, Архангельскгеолдобыча, "РН-Архангельскнефтепродукт", мэрия Новодвинска, космодром "Плесецк" и региональное управление Роспотребнадзора - эти организации и ведомства занесены в список пассивных, и, по мнению журналистов, им нужно наладить более тесный контакт со СМИ.

Опрошенные журналисты активно критиковали работу сайтов. В идеале хороший сайт должен регулярно обновляться новостями, содержать контактную информацию о первых лицах, включая электронные адреса для прямой связи, их биографические данные, банк фотографий хорошего разрешения, чтобы их можно было использовать в прессе, справочную информацию по основным темам отрасли. В этом смысле близкими к идеалу оказались сайты Правительства Архангельской области, Архэнерго, УК "Соломбалалес", ОГУ "Дорожное агентство Архангельской области "Архавтодор".

В опросе "Public Relations. Рейтинг доверия СМИ" приняли участие 20 журналистов. Конечно, по такому количеству анкет вряд ли можно говорить об объективности результатов исследования, признают организаторы. Но и мнение этой двадцатки достаточно показательны и могут служить неким срезом эффективности работы пресс-служб с точки зрения журналистского сообщества.

Как неоднократно отмечали в своих анкетах сами журналисты, они оценили работу именно тех PR-подразделений, с которыми имели опыт сотрудничества. Поэтому неудивительно, что в шорт-лист попали не более десяти пресс-служб из 60-ти, предложенных к оценке.

Проект "Public Relations. Рейтинг доверия СМИ" задумывался как опрос журналистов Архангельской области, на основе которого организаторы попытались выявить позитивные моменты и "горячие точки" взаимодействия СМИ и специалистов по связям с общественностью. Инициаторами проекта выступили Союз журналистов Архангельской области, редакция еженедельника "Бизнес-класс Архангельск", ИА REGNUM Новости.

ИТОГИ ОПРОСА "Public Relations. Рейтинг доверия СМИ"

Участники: журналисты Архангельской области

Метод: репрезентативный опрос в форме электронного анкетирования

Количество: 20 анкет

Организаторы: Союз журналистов Архангельской области, информационное агентство "REGNUM", деловая газета "БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск".

Сроки: февраль - апрель 2010 г.

I. Наиболее активные пресс-службы (критерии: частота рассылки пресс-релизов, инициирование инфоповодов, проведение пресс-конференций, других мероприятий для прессы)

1. Правительство Архангельской области

2. Администрация Северодвинска

3. Прокуратура Архангельской области

4. Следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ по Архангельской области и НАО

5. Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области

Пассивная позиция в работе со СМИ

1. ОАО "Севералмаз"

2. ОАО "Северное морское пароходство"

3. ОАО "Архангельскгеолдобыча"

4. ООО "РН-Архангельскнефтепродукт"

5. Мэрия Новодвинска

6. Космодром "Плесецк"

7. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (Роспотребнадзор)

II. Организации, где наиболее полно и оперативно отвечают на редакционные запросы, предоставляют мнения первых лиц по актуальным вопросам

- Прокуратура Архангельской области

- Следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ по Архангельской области и НАО

Организации и учреждения, специалисты по связям с общественностью которых неохотно и медленно отвечают на редакционные запросы, предоставляют возможность узнать мнения первых лиц

1. ОАО "Северное морское пароходство"

2. Правительство Архангельской области

3. Мэрия Архангельска

III. Готовность идти на контакт (эти организации, как правило, охотно взаимодействуют с журналистами по их личным обращениям)

1. ОАО "ПО "Севмаш"

2. ОАО "Центр судоремонта "Звездочка"

3. УК "Соломбалалес"

4. "Архэнерго" - филиал МРСК "Северо-Запада"

5. Администрация Северодвинска

6. Архангельский областной суд

7. Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области

Готовность идти на контакт. АНТИрейтинг

1. Мэрия Архангельска

2. Правительство Архангельской области

3. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (Роспотребнадзор)

IV. Наиболее качественные пресс-релизы (полнота, информативность, актуальность)

1. Прокуратура Архангельской области

2. Архангельский городской Совет депутатов

3. Правительство Архангельской области

4. Архангельское отделение WWF (Фонд дикой природы)

Номинация "Релиз - в корзину!"

1. Архангельское областное Собрание депутатов

2. Мэрия Архангельска

3. Архангельское отделение Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"

4. Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

V. Хорошая организация мероприятий для прессы (содержательность, компетентность ньюсмейкеров, актуальность инфоповодов, наличие раздаточного материала)

1. Правительство Архангельской области

2. "Архэнерго" - филиал МРСК "Северо-Запада"

VI. Лучший сайт (информативность; обновляемость; актуальность сведений об организации; наличие контактов сотрудников, новостей, фотобанка, анонсов событий; удобство структуры сайта)

- Правительство Архангельской области

- Архэнерго" - филиал МРСК "Северо-Запада

- УК "Соломбалалес"

- ОГУ "Дорожное агентство Архангельской области "Архавтодор"

VII. Компания, предприятия, ведомства, которым стоит наладить более плотное взаимодействие с прессой

- Арбитражный суд Архангельской области

- Управление по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Архангельской области

- Министерство экономического развития Архангельской области

- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области

- Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области

- Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области (Росприроднадзор)

- Управление Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

- ОАО "Северный рейд"

- ФГУП "Звездочка"

- ОАО "ПО "Севмаш"

- ООО "Полярное Сияние"

- Штокман Девелопмент АГ

- ОАО "УК "Энергия Белого моря"

- Архангельский морской торговый порт

VIII. Организации, которые НЕ имеют пресс-служб, но активно работают со СМИ и заслуживают особого поощрения за открытость

 Архангельское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"

 Центр социальных технологий "Гарант"

Более подробно узнать о результатах опроса, прочитать комментарии журналистов и представителей пресс-служб можно в статье "Public Relations: Так ли страшен чёрт и как его малюют?" на сайте газеты "Бизнес-класс. Архангельск" (23 июля 2010 г.).