В Москве 5 февраля в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прошла международная конференция на тему "Международный терроризм в информационную эпоху", организованная Комитетом Совета Федерации по международным делам и Центром анализа террористических угроз (ЦАТУ). Участвовавший в конференции заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев согласился ответить на вопросы корреспондента ИА REGNUM Новости.

ИА REGNUM Новости: В чём, на ваш взгляд, состоит основная ценность нынешнего мероприятия? Возможно ли по его итогам принятие каких-либо изменений в российском законодательстве?

Основная ценность данного форума состоит в том, что здесь собран конгломерат теоретиков и практиков, которые занимаются в силовых структурах и дипломатических ведомствах работой по развитию антитеррористического направления. Такое сочетание практики с теоретическим экспертным мышлением, конечно, обогащает и ту, и другую сторону. Первые сугубо эмоциональные впечатления говорят о том, что мы и дальше должны поддерживать подобную методику, подразумевающую сливание разных направлений и подходов в одну ёмкость. Почему это так важно? Для меня главное - наработать материал, который можно было бы презентовать российскому законодателю. И сегодня по многим выступлениям мы почувствовали, что, даже несмотря на хорошо разработанную и принятую Федеральным Собранием Российской Федерации антитеррористическую линию в законодательном нормативном обеспечении, существуют определённые проблемы и пробелы, о чём и говорили наши коллеги-практики. Я вижу дальнейший шаг в обобщении того, что было здесь сказано. Группа проблем, которую мы собираемся позиционировать под руководством Федерального Собрания перед Советом Безопасности и Правительством России, будет состоять из нескольких направлений. Одни из них будут касаться чисто законодательного аспекта, в других в большом объёме будет затрагиваться сфера правоприменения - речь идёт о рекомендациях, касающихся координации деятельности наших практиков, в том числе практиков из числа сотрудников МВД, Генпрокуратуры, ФСБ, ГРУ ГШ ВС России, других антитеррористических структур. Я был на разных конференциях, и большего, и меньшего масштаба, и хочу сказать, что наши ожидания оправдались.

ИА REGNUM Новости: Возможно ли по итогам конференции появление определённых инициатив по унификации законодательств стран ОДКБ в сфере борьбы с информационным терроризмом?

Мы специально подобрали несколько докладчиков, которые как бы показали своеобразный национально-территориальный взгляд соответствующих силовых структур по антитеррористическому вектору. Неслучайно и во время конференции, и после неё, в кулуарах, мы вели активные консультации с представителями многих международных организаций. Здесь были делегаты из структур ОДКБ, ШОС, СНГ, ООН, Интерпола. Мы пришли к выводу, что для усиления координации нужны и дополнительные обсуждения, и дополнительная постановка вопроса. Совершенно очевидно, что сегодня терроризм имеет интернациональный характер, и адекватные меры предполагают своего рода универсализм оценок в борьбе с этим социальным злом.

ИА REGNUM Новости: Как вы оцениваете уровень военно-политического взаимодействия России с другими государствами ОДКБ? Какие проблемы здесь можно выделить? Считаете ли вы необходимым открывать в странах ОДКБ дополнительные центры информационного обеспечения по типу того, который сейчас работает в Армении?

Начну с ответа на последний вопрос: безусловно. И население, и политическая элита любой страны, которая является или членом ОДКБ, или участником СНГ, должны знать о работе этих структур, а, главное, о планах. Здесь не должно быть никаких секретов. Мы ставим полностью приемлемые и легитимные цели, которые целиком отвечают требованиям устава ООН, касающихся сферы региональной безопасности. Нужно создавать информационные пункты, активно использовать интернет и СМИ в целом. Что касается проблем, то в любой сфере, касающейся военно-политического взаимодействия хоть на Западе, хоть на Востоке, они всегда были и будут. С моей точки зрения, ОДКБ за последние два года сделала решительный шаг вперёд, и сегодня мы можем говорить о ней как о полноценной международной структуре.

ИА REGNUM Новости: Какова вероятность развязывания информационной кампании против ОДКБ со стороны Запада? Можно ли говорить, что часть интеграционных усилий Запада, в частности, в рамках программы "Восточное партнёрство", направлена на дискредитацию соответствующих усилий с российской стороны?

По моему мнению, задача противодействия дипломатическими методами такому явлению, как русофобия, является сейчас для нас наиболее актуальной. Поэтому данной проблеме уделяется пристальное внимание со стороны руководства страны, Совета Безопасности и Совета Федерации. Русофобия имеет место, и мы, парламентарии, особенно чувствуем это в рамках парламентской дипломатии. В конце января было первое заседание Комитета парламентского сотрудничества Федерального Собрания России и Европарламента, и даже там во время заседания мы почувствовали такого рода отношение к России. Я думаю, что это не только политическая инерция, идущая со времён "холодной войны". По моему мнению, русофобские настроения во внешней политике отдельных стран и международных структур - это социальное зло, которое мешает налаживанию взаимопонимания и устойчивого международного сотрудничества, отрицательно сказывается на возможности применения основных принципов международного права. Поэтому, я полагаю, что одно из основных направлений международного сотрудничества России со своими западными и восточными партнёрами, включая США, состоит в преодолении указанных негативных явлений, той критической массы, которая подпитывается антироссийскими центрами.

ИА REGNUM Новости: Можно ли говорить о том, что "Восточное партнёрство", в котором одну из ключевых ролей стремится играть Польша, является русофобским проектом?

По своему прежнему опыту работы в Брюсселе в качестве Посла России при Европейском Союзе могу сказать, что многие страны-"ветераны" ЕС и НАТО переживают о том, что подавляющее число новых государств-членов Евросоюза и Североатлантического альянса имеют русофобские настроения. В какой-то степени эти страны-"ветераны" даже помогают нам преодолеть это негативное явление. С другой стороны, "Восточное партнёрство", вне всякого сомнения, имеет российский вектор. Это касается, если говорить об уже принятых документах, тех норм, которые регулируют проблему сотрудничества в сфере энергетики. Это касается проблемы эффективного инвестирования в страны СНГ и в государства-участники "Восточного партнёрства", и ряда других аспектов. Поэтому на переговорах с Европейским Союзом, особенно сейчас, когда идёт процесс подготовки нового договора о стратегическом партнёрстве, нужно вслух, громко, публично и аргументировано говорить о том, что даже косвенная поддержка Брюсселем русофобских настроений не будет создавать условий для эффективного сотрудничества России и ЕС.

ИА REGNUM Новости: Спасибо за интервью.

Необходимо добавить, что по итогам конференции была принята соответствующая резолюция. ИА REGNUM Новости публикует документ полностью:

"Актуальность проведенной 5 февраля 2010 года в Совете Федерации конференции на тему "Международный терроризм в информационную эпоху" определяется наращиванием в мире процессов глобализации и формированием "информационного общества", где терроризм стал выступать в качестве самостоятельного фактора, способного угрожать государственной целостности стран и дестабилизировать международную обстановку.

Анализ методов изучения терроризма и информационной составляющей борьбы с ним позволяет выделить следующие научные направления:

- исследования и классификация многообразных форм террористической деятельности на основе определенных критериев;

- исследования основных характеристик современных информационных возможностей, способных выступать как с позиций пособничества, так и с позиций противодействия терроризму;

- исследования основных направлений информационного антитеррора, т.е. специфичных средств и методов борьбы с терроризмом в любых его проявлениях;

- анализ моделей использования террористическими группами информационных возможностей в собственных целях;

- выявление особенностей функционирования внутригосударственных и международных правовых институтов в сфере информационного противоборства с терроризмом;

- анализ теоретических, правовых и организационных основ взаимодействия представителей СМИ с государственными и общественными структурами в борьбе с террористическими проявлениями в информационном поле и определение перспективных направлений их развития;

- разработка предложений по ведению информационной борьбы с проявлениями терроризма в современных условиях; обоснование рекомендаций по совершенствованию взаимодействия российских государственных и общественных структур с международными организациями, задействованными в сфере противодействия терроризму.

Результаты исследований в ходе конференции могут:

- служить основанием для дальнейшего расширения научных знаний по данной проблеме;

- использоваться государственными органами, российскими средствами массовой информации и общественными организациями в повседневной практической работе.

Основные теоретические положения и выводы применимы в научных и учебных процессах высших специальных учебных заведений, курсов повышения квалификации работников органов государственной власти, занимающихся проблемами борьбы с терроризмом, а также при разработке методических пособий и рекомендаций".