Несмотря на развернувшуюся вокруг закона о торговле дискуссию, документ принят в варианте, за который выступало правительство РФ. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, 18 декабря закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" Государственная дума РФ приняла в третьем чтении. Правительство получило право "в целях стабилизации цен" устанавливать на срок не более 90 дней предельные розничные цены "на отдельные виды социально значимых продтоваров первой необходимости". Но этот механизм можно будет применять, только если в течение последних 30 дней на территории региона рост розничных цен на эти товары достиг 30%.

Закон поставил точку вокруг спорах о "бонусах", взимаемых сетями с поставщиков за право размещения своих товаров. Премии остаются, но в размере, который не может превышать 10% от цены приобретенных продтоваров. Вместе с тем эта норма не действует для отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, перечень которых устанавливается правительством РФ. Документ к тому же оговаривает, что "включение в цену иных видов вознаграждения не допускается".

Закон также устанавливает порог доминирования для торговых сетей - 25% от общего объема всех проданных продтоваров в регионе. Сетям, доля которых превышает этот уровень, запрещается приобретать торговые площади для осуществления торговой деятельности. Эти ограничения будут применяться с 1 января 2010 года в границах субъектов РФ (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), а с 1 июля 2010 года - в границах муниципального района или городского округа, а также в границах городов федерального значения.

Установлены предельные сроки, в течение которых торговые сети должны оплатить поставленный товар: 10, 30 и 45 календарных дней в зависимости от сроков годности продукции.

Закон вводит запрет на излишнее вмешательство региональных и муниципальных органов власти в торговую деятельность - они не имеют права влиять на свободное перемещение товаров по территории страны. Кроме того, запрещаются различного рода поборы (сборы, взносы, платы) с торгового бизнеса, с которыми часто сталкиваются торговые предприятия в регионах.