Инфраструктура vs кризис: интервью премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна
Азербайджан, 29 декабря, 2008, 16:23 — ИА Регнум. ИА REGNUM: Г-н премьер министр, каким был 2008 год для Армении, выполнены ли все показатели бюджета? Как вы оцениваете бюджет на 2009 год?
Бюджет 2009 года по расходной части останется неизменным - у нас есть достаточный запас прочности, чтобы выполнить все расходы. Что касается доходной части, то будут использованы накопленные за эти десять лет в Центральном банке резервы правительства - собственные средства, а не внешние резервы. В бюджете на 2009 год заложен очень низкий дефицит (0,8% ВВП).
Во-вторых, мы провели интенсивные переговоры с МВФ и Всемирным банком (ВБ) относительно увеличения выделяемых правительству Армении средств. Предварительная цифра, озвученная со стороны ВБ, составляет 420 млн. долларов, мы же попросили о выделении дополнительных 250 млн. долларов на трехлетнюю программу кредитования малого и среднего бизнеса и инфраструктурные проекты. Программа МВФ уже утверждена, и при необходимости они готовы оперативно выделить средства для поддержания платежного баланса страны.
Ведутся переговоры об участии Азиатского банка развития в крупном региональном проекте - строительстве дороги из Армении до Батуми (Аджария), что окажет позитивное воздействие на рост ВВП Армении и Грузии. Кроме того, мы начали переговоры с нашими стратегическими партнерами относительно привлечения дополнительных финансовых ресурсов на реализацию крупномасштабных инфраструктурных проектов. В этом направлении возможно привлечение средств со стороны Российской Федерации и других стран.
ИА REGNUM: Насколько мировой финансовый кризис отразился на планах правительства Армении относительно превращения республики в региональный финансовый центр? Как правительство намерено бороться с последствиями мирового кризиса? Есть ли конкретные сценарии в этом направлении?
Очевидно, что любое правительство любой страны имеет несколько сценариев развития ситуации. У нас тоже есть такие сценарии по поддержанию на должном уровне основных макроэкономических показателей, и по каждому сценарию разработана программа действий. Основная задача правительства - оценить внутренний потенциал экономики, потенциал частного сектора, определить насколько они подготовлены к противостоянию новым вызовам. Это очень важный фактор, потому что наш частный сектор за последние 10 лет накопил серьезный потенциал, есть серьезные резервы - и материальные, и финансовые. Частный сектор способен работать в условиях рыночной экономики, в условиях неопределенности и резких рыночных колебаний.
Второй фактор - это насколько государство подготовлено, какие у государства резервы и возможности. С этой точки зрения, в результате разумной макроэкономической политики, которую государство проводило в течение последних 10 лет, у нас также накоплен достаточный запас прочности. Резервные средства правительства, которые находятся на счетах в Центробанке - это внушительная сумма, которая позволит обеспечить гладкое исполнение бюджета 2009 года, вне зависимости от того, каким будет объем налоговых поступлений. Не повлияет на экономическую прочность Армении и внешний долг республики, составляющий порядка 17% ВВП - это достаточно низкий уровень.
Вкратце, суть антикризисной программы правительства заключается в резком увеличении расходов на инфраструктурные объекты - это строительство дорог, энергетика, водоснабжение, ирригация, восстановительные работы в зоне землетрясения. Так, капиталовложения в зону Спитакского землетрясения составят 250 млн долларов, в энергетику - 300 млн, системы водоснабжения и ирригации - 300 млн. Это крупномасштабные проекты, реализацию которых мы начнем в следующем году. Естественно, это позволит создать новые рабочие места - только в строительстве рассчитываем получить порядка 5 тыс. новых рабочих мест. А ведь сегодня у нас наблюдается нехватка рабочей силы.
Вдобавок, мы намерены резко увеличить объемы кредитования малого и среднего бизнеса. Из запланированных 250 млн. долларов, ЦБ уже выделил 50 млн. долларов армяно-немецкому фонду, специализирующемуся на кредитованием малого и среднего бизнеса. Это очень эффективный инструмент. Мы надеемся, что как только эти 50 млн. будут освоены, мы выделим еще 50 млн., что стимулирует создание новых рабочих мест.
Кроме того, создан оперативный штаб под моим руководством, который занят сбором бизнес-предложений со стороны частного сектора, их проработкой и классификацией. По каждому проекту выносится конкретное решение. Прежде всего, это предложения предприятий, испытывающих объективные сложности в связи с мировым кризисом, имеющих проблемы с менеджментом, или же тех, кто рассчитывает на осуществление новых программ. Наши эксперты работают над этими проектами. Инструментарий, который мы предлагаем, уникален с точки зрения новой государственности, потому что наше государство никогда не прибегало к его использованию. Перечислю эти инструменты: это предоставление государственных гарантий предприятиям, кредитование, участие в капиталах и субсидирование. Кроме того, у правительства в запасе действия по привлечению заимствованных средств, которые также будут иметь существенное значение для преодоления мирового кризиса в финансово-экономической системе.
Мы выступили с законодательной инициативой - изменили закон о государственных гарантиях, где дали возможность правительству оперативно принимать эти решения. Кроме того, заложены четкие механизмы, которые расширяют оперативные возможности правительства в бюджете 2009 года, но это почему-то не замечают наши оппоненты, которые, по-видимому, не читают законы и бюджет. Мы наделены серьезным инструментарием для оперативного реагирования на события и используем его в следующем году.
Наша политика будет "расширительной", поскольку в Армении уже намечаются дефляционные процессы. Никогда еще уровень инфляции в ноябре и декабре не был таким низким как в 2008 году. По нашим оценкам, в начале 2008 года от мировых финансовых и товарных рынков исходил очень мощный инфляционный потенциал. Можно сказать, что тот уровень инфляции, который был зафиксирован в Армении в 2008 году, на 70% был мотивирован внешними процессами, то есть, был завозным. Сегодня, в связи с падением цен на мировых рынках на зерно и ГСМ, резко спали и эти инфляционные риски, что, естественно, создает благоприятный фон для расширительной политики, которую и будет проводить правительство. То есть, макроэкономические параметры, которые были заложены и выдержаны в 2008 году, создавали очень мощный заряд прочности для предотвращения негативных последствий финансового кризиса, имели и имеют серьезную антикризисную составляющую. Но это усердно игнорируют наши оппоненты и критики.
Самое эффективное во время кризиса - это тратить деньги на инфраструктуру. В любом случае, инфраструктура - необходимый компонент для развития экономики. Она не содержит в себе рисков. Строительство дорог, в любом случае необходимо для Армении.
Мировой финансовый кризис, хотят того или нет наши оппоненты, доказал нашу правоту о прочности финансового сектора Армении. Сразу отмечу, что в этой сфере спекуляции непозволительны. Негативные ожидания вкладчиков могут привести к возникновению серьезных проблем даже для самого здорового банка. Но, несмотря на всю ту истерику, которую пытались навязать обществу некоторые наши горе-критики, они оказались, мягко говоря, далеки от истины. У нас не было и не будет таких проблем, которые мы наблюдали в банковском секторе Грузии, в Казахстане, на Украине и в России, не было ни одного случая, чтобы вкладчик не смог бы получить свои деньги, и таких проблем в принципе не может быть. А все потому, что, во-первых, наши банки предоставляют соответствующие действительности баланс, во-вторых, уровень их ликвидности находится на высоком уровне, превышает необходимый норматив. В-третьих, капитализация в несколько раз выше норматива.
То есть, у нас здоровая финансовая система, здоровые коммерческие банки, у нас нет проблемных банков, и заряд прочности финансового сектора создает сравнительные преимущества для Армении в процессе преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса. А если у нас есть преимущества, то мы должны ими воспользоваться, осуществить прорыв в этом направлении. Поэтому мы намерены резко увеличить пропускную способность коммерческих банков. Этого можно достичь обеспечением банковского сектора дополнительными кредитными средствами для дальнейшего распределения в сферу малого и среднего бизнеса. На эти цели уже выделено $50 млн.
Я перечислил факты, о которых надо открыто говорить и противопоставлять лживым тезисам лиц, которые пытаются посеять панику в нашем обществе. Они не преследуют никаких благих целей - ни для общества, ни для государства, ни для банковского сектора.
ИА REGNUM: Есть ли внятный прогноз относительно ценовых тенденций на рынке металлов? Какова стратегия действий на случай, если цены продолжат падение в среднесрочной перспективе - ведь ясно, что заводы долго простаивать не могут...
Сразу отмечу, что в этом году не будет двузначного роста ВВП, и спад в основном обусловлен тенденциями в горно-металлургической отрасли - падением цен на металлы на мировых рынках. В этой отрасли, которая формирует основу экспорта нашей страны, работают 5 предприятий и порядка 60 тысяч человек. Вторая отрасль, где наблюдается сокращение темпов роста - это строительство. Из-за августовских событий в регионе, на которые отреагировали инвесторы, Армения потеряла порядка 600 млн. долларов. Для недопущения дальнейшего спада в сфере строительства будет активизировано ипотечное кредитование, в частности путем создания ипотечного фонда.
Что касается прогнозов по ценовым тенденциям, то мы пользуемся информацией ведущих специалистов в этой сфере. В любом случае, Каджаранский медно-молибденовый комбинат - самое крупное предприятие отрасли - будет работать, поскольку он по своей конкурентоспособности входит в первую семерку ведущих по мировым масштабам горнодобывающих предприятий. А если Каджаранский комбинат будет работать, то и остальные предприятия, которые связаны с ним технологическими циклами, окажутся в более благоприятном состоянии. Плюс ко всему, этим предприятиям будет оказана серьезная государственная поддержка.
Что касается сотрудников предприятий, которые уже остановились, то, во-первых, мы работаем с дирекциями этих предприятий, они заключают договора со своими работниками, и на время вынужденного простоя последние получают 2/3 своей зарплаты. Это будет продолжаться. У нас есть в запасе минимум 5 месяцев, а это достаточный срок для того, чтобы начать проекты, основанные на привлечении средств и международных кредитах.
ИА REGNUM: На какой стадии находится реализация проекта строительства железной дороги Иран-Армения? Когда можно ожидать начала строительных работ?
Желательный сценарий для правительства, чтобы строительные работы начались в конце 2009 года. Но все зависит от того, насколько быстро мы закончим разработку проектно-сметной документации. Известно, что в проекте участвует Азиатский банк, но и со стороны частного сектора существует заинтересованность. Выделены достаточно серьезные средства на подготовку документации этого проекта, и только после того, как все это будет готово, могут начаться строительные работы. Однозначно, проект имеет важное значение для Армении, он обязательно будет реализован, и правительство также готово выделить средства. Мы не исключаем участия в качестве партнеров в этом проекте и других государств, а также частных субъектов. Но главное сейчас начать реализацию проекта.
ИА REGNUM: В Армении очень часто звучит озабоченность по поводу передачи иностранным компаниям тех или иных активов в Армении. Некоторые видят в этом даже угрозу национальной безопасности страны. Кстати, одним из наиболее крупных предприятий, контроль над которым передан в данном случае России, является компания "АрмРосгазпром". Как строятся взаимоотношения правительства Армении с российскими собственниками компании?
Вот какая опасность в том, что 100% Ереванского коньячного завода принадлежит французской компании? Наоборот, любой собственник предприятия, если он вкладывает туда материальные средства, заинтересован в эффективной работе этого предприятия. Главное, чтобы был обеспечен эффективный менеджмент.
Что касается "АрмРосгазпрома"... Правительство Армении приняло решение об увеличении удельного веса армянской стороны в этой компании (в настоящее время доля правительства Армении в ЗАО "АрмРосгазпром" составляет 20%. 75,5% и 4,44% акций компании владеют соответственно российский ОАО "Газпром" и международная группа компаний "ИТЕРА" - ред.). Президентом поручено завершить подготовительные работы до конца 2008 года. Должна быть дана оценка имуществу, которое входит в газотранспортную систему. Речь идет об имуществе армянской стороны, потому что есть газопроводы, которые находятся в собственности органов местного самоуправления, в собственности государственных предприятий, и мы намерены все это сконцентрировать и внести в качестве доли в совместное армяно-российское предприятие, тем самым увеличить свой удельный вес. После того, как подготовительные работы и переговоры с российскими коллегами будут завершены, думаю, что в первом квартале следующего года эта идея будет реализована. Пока трудно сказать, насколько будет увеличено участие армянской стороны, потому что необходимо завершить переговоры с российской стороной относительно стоимости активов, которые находятся в собственности Армении. Это важно с точки зрения эффективного управления.
Я не думаю, что российская сторона в дальнейшем пожелает приобрести эти активы и довести свою долю в компании до 100%. В этом заинтересованы мы, а не они, поскольку увеличение их доли до 100% означает также увеличение капитальных вложений, необходимость новых инвестиций. А это предполагает прокладку новых газовых линий. Мы в этом заинтересованы, так как в таком случае достигнем 100%-ой газификации Армении, чего нет ни в одной стране мира. Мы и сегодня по уровню газификации занимаем передовые позиции в мире. Так что я опасности никакой не вижу.
ИА REGNUM: Представители России заявили, что строительство НПЗ в Мeгри, который будет перерабатывать иранскую нефть, экономически нецелесообразно. Согласно ли правительство Армении с таким выводом, и если нет, то какие шаги оно намерено предпринять для осуществления этого проекта?
Российская сторона говорила о необходимости исследования экономической эффективности деятельности этого предприятия. У российской стороны нет уверенности в том, что проект будет эффективен с экономической точки зрения. А это означает, что необходимо завершить оценку экономической эффективности проекта, если он окажется не эффективным, то мы его не будем строить. Во-вторых, мы уже заявляли, что будем строить трубопровод для импорта нефтепродуктов из Ирана. Очевидно, что идею НПЗ и этого трубопровода необходимо рассматривать в комплексе для оценки экономической целесообразности. Как только исследования буду завершены, общественность будет поставлена в известность о результатах. А насколько растянутся исследования - это трудный вопрос. В мире нет стабильности и все основные параметры, которые мы закладываем в оценку проектов, очень быстро меняются, трудно прийти к согласию по этим структурообразующим параметрам. Это осложняет нашу задачу в плане оценки эффективности проекта.
Что касается других проектов с Россией, то наши партнеры заинтересованы в строительстве АЭС в Армении. Они заявили, что обязательно буду участвовать в проекте. Мы также заинтересованы в участии российской стороны. Кроме того, мы проинформировали коллег из России и о других крупных проектах, в том числе и о проекте железной дороги Армения-Иран. Кроме того, создано совместное с Россией предприятие по исследованию урановых запасов, это тоже очень перспективный и интересный проект.
ИА REGNUM: Существуют ли перспективы присоединения Армении к проекту NABUCCO? Как вы вообще оцениваете реалистичность этого проекта?
Мы следим за проектом NABUCCO. Этот проект имеет две альтернативы для нас - это газ из Средней Азии и газ из Ирана. Предполагаются две ветки, чтобы сделать инвестиции менее рискованными и диверсифицировать их, очевидно, что если часть проекта пройдет через Азербайджан, то проект начнет приобретать политический характер. Это вопрос уже политических переговоров, чтобы газопровод проходил через территорию Армении и выходил на Турцию. Эта часть для нас представляет интерес. Конечно, мы в этом заинтересованы и будем осуществлять мониторинг - как проходит разработка, переговорные процессы, попытаемся быть активными в этом вопросе.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете текущее состояние экономики Нагорного Карабаха? Как премьер-министр Армении, видите ли вы перспективы экономического развития НКР, в какой отрасли они лежат?
Нагорный Карабах закончит этот год с достаточно хорошими показателями экономического роста, они даже могут быть выше показателей экономического роста Армении. Я думаю, что в перспективе структурообразующими секторами карабахской экономики станут сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции. Очень перспективное направление - энергетика, поскольку там есть избыток энергетических ресурсов. Мы думаем, что НКР может экспортировать электроэнергию. Промышленность также может развиваться. Приоритетной отраслью может стать туризм...
ИА REGNUM: Еще летом 2008 года во время визита в Грузию вы подняли вопрос армянских церквей. Тогда на самом высоком уровне вам было дано обещание разобраться с проблемой. Однако воз и ныне там...
Действительно, во время нашей встречи с президентом Грузии Михаилом Саакашвили он официально заявил, что все строительные работы возле церкви Св. Норашен в Тбилиси будут прекращены. Он также заверил, что на этот счет дано соответствующее распоряжение грузинского патриарха Илии II. С нашим Католикосом должны были состояться переговоры о создании совместной комиссии, в рамках которой и должны были обсуждаться все спорные вопросы. Там проблема не только в церкви Св. Норашен, но и еще 9 церквей в Грузии. Грузинская же сторона в свою очередь подняла вопрос двух грузинских церквей в Армении. Когда будет создана комиссия - лучше уже уточнить в канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина.
- СК инициировал проверку из-за гибели премьера Мариинского театра Шклярова
- Бойцы «Хезболлы» атаковали пять военных баз Израиля в районе Хайфы
- Как изменится материнский капитал в 2025 году
- Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве на фоне воздушной тревоги
- Во дворе резиденции Нетаньяху упали два осветительных снаряда