Сегодня, 27 декабря, в Верховном суде Карачаево-Черкесии закончилось оглашение приговора по делу Али Каитова. Как передает корреспондент ИА REGNUM, в ходе оглашения приговора председательствующий судья Наталья Задерякина согласилась со всеми пунктами гособвинения в отношении фигурантов дела, кроме утверждения о том, что они были совершены организованной преступной группой. Трагедию на даче бывшего зятя президента Карачаево-Черкесии она квалифицировала как совершение убийства по предварительному сговору. Суд отверг версию защиты обвиняемых о вынужденной самообороне - по словам защиты, нападение было совершено преступной группой во главе с депутатом Народного собрания Карачаево-Черкесии Расулом Богатыревым, а подсудимые вынуждены были защищаться. Отверг суд и заявления подсудимых о том, что признательные показания у них во время предварительного следствия были получены под пытками. Из 16 фигурантов дела суд признал 8 подсудимых виновными в убийстве (ст.105 ч.2 УК РФ).

Главный обвиняемый по делу Али Каитов признан виновным в организации убийства по предварительному сговору и приговорен к 17 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Его друзья - Тамерлан Бостанов и Азамат Акбаев приговорены к пожизненному заключению, а Герман Исмайлов - к 16 годам лишения свободы, телохранители Каитова - сотрудники ЧОП "Афина" Дмитрий Давыдов - к 14 годам, Константин Романенко - к 15 годам лишения свободы. Сотрудники отдела вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Карачаево-Черкесии, охранявшие дачу в ночь убийства, также признаны виновными совершении тяжкого преступления: Станислав Ильинский приговорен к 8,5 годам, а Николай Соболев - к 9 годам лишения свободы. В отношении лиц, виновных с сокрытии преступления (ст. 316УК РФ), сотрудников ЧОП "Афина" Нюр-Ахмата Салпагарова, Михаила Шульженко, Игоря Пуненкова, Валерия Шеховцевя, Евгения Орлова и завхоза каитовской дачи Николая Федарца суд определил наказание в виде 2 лет лишения свободы. Все они были освобождены в зале суда, т. к. уже отсидели свой срок за время содержания под стражей. Сотрудники вневедомственной охраны, обвиняемые в сокрытии преступления и служебном подлоге, получили условные сроки: Анатолий Шульга - 1 год и командир отделения ВОХР МВД КЧР Николай Дремлюк - 2,2 года.

Приговор суда не устроил ни одну из сторон процесса. Как сообщила ИА REGNUM сестра убитого депутата Фатима Богатырева, пострадавшая сторона возмущена мягкостью приговора в отношении главного обвиняемого Али Каитова и намерена обжаловать вердикт в Верховный суд России. "Организация преступления по закону является более тяжким преступлением, чем его исполнение, - заявила она. - Мы рассчитывали, что Каитову хотя бы оставят без изменения наказание, затребованное гособвинением - 20 лет, но этого не случилось".

Возмущение пострадавшей стороны вызвал и тот факт, что суд не вынес определение в отношении руководителей правоохранительных органов и президента республики Мустафы Батдыева, которых на суде в своих показаниях потерпевшая сторона обвинила в сокрытии преступления и препятствованию объективного расследования дела.

О своем несогласии с приговором заявляют и адвокаты осужденных. Они настаивают на том, что процесс был сфабрикован, носил заказной, политический характер, и намерены опротестовывать вердикт суда вплоть до международных инстанций. Политический аспект процесса адвокат Каитова Борис Кузнецов в интервью ИА REGNUM мотивировал тем, что председатель суда Ислам Бурлаков являлся оппонентом действующего президента и бывшего тестя одного из подсудимых - Мустафы Батдыева. "Мы с самого начала заявляли, что объективное рассмотрение дела в Карачаево-Черкесии невозможно", -заявил адвокат Кузнецов.

Как уже сообщало ИА REGNUM, в ночь с 10 на 11 октября 2004 года на даче зятя президента Карачаево-Черкесии Али Каитова было совершено убийство семерых жителей республики, в том числе 34-летнего депутата Расула Богатырева. Тела убитых были вывезены в горы и сожжены в заброшенном шурфе. Расследованию преступления, по утверждению пострадавшей стороны, противодействовали власти республики. Это вызвало протесты со стороны родственников убитых, которые дважды захватывали кабинет президента республики. Погромы и захваты Дома правительства сопровождались политическими требованиями отставки президента республики и руководителей силовых структур республики.

Федеральный центр признал обоснованность претензий к силовикам - министр внутренних дел Карачаево-Черкесии Александр Обухов был переведен в другой регион страны, а прокурор республики Владимир Ганночка отправлен в отставку. На требования отставки президента протестующие получили решительный отказ. "Если мы по вашему требованию отправим президента в отставку, завтра взорвется полстраны, - заявил осенью 2004 года родственникам убитых полпред Дмитрий Козак, - все начнут захватывать здания администраций и требовать отставки губернаторов. Я костьми лягу, чтобы этого не случилось!"

Преступление было расследовано бригадой Генпрокуратуры во главе со следователем по особо важным делам Борисом Карнауховым и передано в суд в январе 2005 года. После долгих споров между сторонами процесса о месте проведения суда дело было передано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики и в мае 2005 года председательствующий судья Наталья Задерякина приступила к его судебному расследованию.