Изменение формата газовых переговоров между Украиной и Россией за счет включения в него Туркменистана в результате встречи президента России Владимира Путина с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым, прокомментировал 24 января 2006 года корреспонденту ИА REGNUM сопредседатель Совета по национальной стратегии (СНС) Иосиф Дискин:

"С моей точки зрения, это победа, в первую очередь, Туркменбаши. Большая часть окружения Сапармурата Ниязова была заинтересована в тех проектах, которые Украина реализовывала в Туркмении, и лоббировала поддержание отношений с Украиной. Результат изменения формата газовых переговоров между Россией и Украиной и включение в этот формат Туркмении - фактический отказ от договоренностей между Туркменией и Россией о том, что с 1 января 2007 года весь туркменский газ покупается Россией. Такое изменение формата фактически переводит этот вопрос из области бизнеса в область политики и создает возможность для Украины, используя лоббистов в Туркмении, договориться о поставках туркменского газа на Украину и снизить, таким образом, свою зависимость от "Газпрома".

В этой ситуации Ниязов получает возможность выступать в роли посредника в отношениях России и Украины. Это притом, что ему самому нужна серьезная поддержка России в решении многих внешнеполитических проблем, в частности, в отношениях с Ираном. Казалось бы, это должно было его подтолкнуть на укрепление отношений с Россией и выполнение достигнутых ранее договоренностей, но он не устоял перед искушением воспользоваться ситуацией с Украиной и разыгрывать треугольник. Несмотря на то, что в ходе переговоров Путин предлагал Ниязову помощь в усилении обороноспособности Туркменистана, в частности, усилении военно-морского флота на Каспии, создание совместных российско-туркменских предприятий и многое другое, Туркменбаши захотел выступить в роли держателя контрольного пакета акций во взаимоотношениях больших игроков.

У меня есть предположение, что поведение Ниязова в этой ситуации - это блеф. Я разговаривал со многими экспертами "Газпрома", и они ставят под сомнение сам факт существования больших запасов туркменского газа. Изначально контракт на поставки туркменского газа был подписан до 2022 года, но от всех предложений "Газпрома" провести международный аудит запасов газа Туркмения категорически отказалась. Вся эта игра затеяна Туркменией, чтобы получить возможность для повышения цены на газ, а также выйти из международной изоляции и иметь возможность договариваться с США об альтернативных путях поставок газа на Украину.

Россия в этой ситуации вынуждена играть одна против двоих, теперь ее все время будут шантажировать возможностью альтернативного транспортного маршрута туркменского газа. Сложно себе представить, что такое решение Туркменбаши принял самостоятельно без поддержки и гарантий со стороны крупного геополитического игрока. И это уж точно была не Украина. За всем этим прослеживается тень госсекретаря США Кондолизы Райс, которая через третьих лиц дала добро Ниязову на то, чтобы воспользоваться ситуацией. США, таким образом, хотят ни в коем случае не допустить победы России в предстоящих парламентских выборах на Украине, и изменение, за счет включения Туркмении, формата газовых переговоров, дает дополнительные очки Ющенко".