По данным латвийской газеты "Телеграф", в переговорах между российскими покупателями и совладельцами предприятий концерна АО Ventspils nafta (он осуществляет нефтяной транзит из России через крупнейший в Латвии Вентспилсский порт), возможно, выступает один из акционеров компании Sibir Energy, представитель строительного лобби, сформировавшегося вокруг мэра Москвы Юрия Лужкова, миллиардер Шалва Чигиринский, а также экс-министр иностранных дел РФ, а ныне секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов. В интервью газете на конкретный вопрос по этому поводу один из акционеров АО Ventspils nafta Олег Степанов пояснил: "С этими людьми или их представителями лично я не общался. Что касается других акционеров компании Ventbunkers, то их контакты комментировать не могу". Как уже сообщало ИА REGNUM, 8 декабря по предложению доверенного лица О. Степанова состоялось внеочередное заседание акционеров АО Ventbunkers (VB), на котором в отсутствие крупнейшего совладельца предприятия - зарегистрированной в Нидерландах фирмы Yelverton Investments (58,15% VB) - был переизбран его совет, вслед за чем последний отправил в отставку правление VB. Местные СМИ происходящее назвали "переворотом в Вентспилсе", за которым якобы прослеживается желание России возобновить транзит нефти через Латвию: мол, до тех пор, пока правила диктовали те, кто скрывался за Yelverton Investments и другими оффшорами компании, восточный сосед этого не желал.

Кроме экономического, возможное участие секретаря Совета Безопасности России Игоря Иванова в приобретении Ventspils nafta имеет и очевидный политический смысл. Дело в том, что в последние годы, во избежание транзитной зависимости от портов недружественных Латвии и Эстонии, Россия развивает инфраструктуру транзита через собственные порты на Балтике (Санкт-Петербург, Усть-Луга и др.) и поэтому во многом отказалась от услуг Ventspils nafta. Существенно также, что владельцы Ventspils nafta во внутриполитической жизни Латвии пытались свести всю проблематику отношений России и Латвии к экономическим интересам последней, игнорируя гуманитарные и политические интересы России и русскоязычного меньшинства в Латвии, права которого подвергаются систематическим нарушениям, в том числе и со стороны правительств, поддержанных Ventspils nafta. Его владельцы только что объявили, что намерены расширить деятельность своих терминалов в порту, в том числе построить угольный терминал для обслуживания грузов из России (альтернативный российскому угольному порту Высоцк).

Напомним, VB считается центральной компанией в группе вентспилских предприятий - ей принадлежит контрольный пакет акций Latvijas Naftas tranz?ts (LNT) или 51,95% акций. В свою очередь, LNT является крупнейшим (49%) акционером АО Ventspils nafta. Между тем, не участвовавшая в упомянутом собрании малых акционеров VB кампания ООО IAG (3,6% акций VB) 10 декабря обратилась в суд с просьбой признать недействительными решения собрания. По закону у VB теперь есть месяц на подачу в суд своих пояснений, после чего будет назначена дата судебного заседания.