В Якутии предложения существенно уменьшить время вынужденного перерыва транспортного сообщения уже 23 года остаются неуслышанными. Но генеральный директор ЗАО «Транссахамост» Василий Мазур продолжает настаивать на том, что всё возможно, не прекращая попыток доказать это представителям власти, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«На 5 декабря из 49 ледовых переправ открыто 22, и это в моём понимании символически. В противоречие логике — это нонсенс и парадокс», — считает мостостроитель, акцентируя внимание на важности проблемы: порой дороги по льду — единственный путь сообщения, люди ждут переправы иногда сутками, а в межсезонье за эту услугу приходится и дорого платить.

Читайте также: «Понтонный, хотя бы на время…»: якутяне устали ждать моста через Лену

С установленными законодательством нормами по проектированию, устройства и эксплуатации ледовых переправ мостостроитель не согласен: «Этот регламент не имеет чёткой методологии и методики, то есть алгоритма действия. Всё это кабинетные выдумки с множеством нелепостей».

Бездействие чиновников по решению этих вопросов, полагает мостостроитель, приводит к транспортной дискриминации. «Считаю такое управление скверным, архиопасным и бесчеловечным, где корыстные цели выше, чем нужды людей, их муки и горе», — говорит Василий Мазур.

Читайте также: Транспорт в Якутии: перемещаться между населёнными пунктами трудно и дорого

Изучив гляциологию, ледотехнику, термодинамику, отечественный и зарубежный опыт устройства ледовых переправ, он сформулировал 30 способов существенно ускорить введение в эксплуатацию зимних дорог через реки (на 90 суток). Главное — не мешать естественному процессу намерзания льда, в том числе сдуть вертолётом и убрать снег, который играет роль одеяла. Можно льду и помочь, установив воздуховоды, сделав сталеледяной мост. Эти способы подкреплены заключениями учёных, имеют опыт практического применения, были не раз одобрены, в том числе и в кабинетах власти.

«Ошалелое дождевание и пассивное намораживание льда, зная про мои методы — это настоящее издевательство над людьми», — уверен Василий Мазур. Он рассказывает, что при дождевании сначала 10−12 дней длится пассивное ожидание образования льда, достаточно плотного для того, чтобы на него могла выехать техника (бульдозер и насосные станции), которая будет осуществлять дождевание. Техника тяжёлая, безопасные условия для работающих не гарантируются, а естественный страх провалится под лёд ещё больше сдерживает начало работ, констатирует мостостроитель.

Причиной отказа применять его методику он считает распил и коррупционную составляющую: получать деньги от авиаперевозок и транспортировки людей с помощью судна на воздушной подушке и ледоколов выгодно, и на дождевании тоже зарабатывается неплохо.

При этом жители республики страдают: экономика парализована отсутствием круглогодичной транспортной доступности, фермеры не успевают до закрытия навигации доставить овощи и мясо в Якутск, а жители столицы тем временем вынуждены приобретать дорогую привозную продукцию.

«По существу это издевательство», — даёт оценку ситуации Василий Мазур, констатируя, что и федеральные ведомства бездействуют. Письма с изложением своих методик мостостроитель уже направлял в Минтранс, в Росавтодор, в Мнсвязи, в Минстрой.

Подвижки были: в 1998 году в заключении на технико-экономическое обоснование переправы министерство экономического развития региона и «Мосгипротранс» согласились с целесообразностью применения новой технологии. Но объединённая дирекция по строительству, ремонту и эксплуатации автомобильных дорог Якутии дала заключение, что створ невыгоден «Местнические и клановые интересы оказались выше жизненности в республике», — делает вывод Василий Мазур.

Он напоминает, что без переправы плохо и невыгодно людям: стоимость билета на вертолёт составляет 4 тыс. руб., а на судне с воздушной подушкой — 2 тыс. рублей. Между тем, используя лишь нормокомплекты, поэтапное движение техники по льду можно уверенно открывать уже через сутки после ледостава, утверждает директор «Транссахамост».

«Неужели здравый смысл и суверенитет не позволяют утвердить региональный стандарт, взяв за основу наши новации? Погибло множество людей на глазах у власти, науки, народных избранников», — сокрушается Василий Мазур.

Напомним, Якутск отрезан от остальной части страны рекой Лена, мост через неё хотят построить уже много лет, но пока горожанам приходится зависеть от природы. Всего в Якутии 49 переправ, жители республики с нетерпением каждый год ждут, когда через замёрзшие реки откроются автозимники. На большинстве переправ автомобильное движение становится возможным только в декабре — январе, притом, что навигация прекращается уже в октябре.

Как сообщало ИА REGNUM, мост через Лену якутянам обещают построить к 2022 году. Пока идут переговоры с инвесторами. Возводить мостовой переход на условиях концессии намерена китайская корпорация.

Читайте также: Путин одобрил строительство моста через Лену с помощью инвесторов из Китая