Латвийская Национальная опера поставила спектакль о Холокосте
Латвия, 1 декабря, 2014, 13:53 — ИА Регнум. 5 декабря в Латвийской Национальной опере (ЛНО) состоится мировая премьера первой оперы Артура Маскатса «Валентина». В основу ее либретто легли мотивы биографии Валентины Фреймане, пережившей Холокост и получившей впоследствии широкую известность в Латвии на ниве кинокритики, сообщает портал Ves.lv.
Опера «Валентина» получила первое место на конкурсе оригинальных латышских опер в 2008 году. Постановка входит в программу «Рига — культурная столица Европы» и подготовлена при поддержке оргкомитета «Рига-2014». Показ оперы в Берлине 19 мая 2015 года включен в программу публичной дипломатии и культуры председательства Латвии в Совете ЕС.
Авторами либретто оперы выступили Лиана Ланга и Артур Маскатс, музыкальный руководитель и дирижер постановки — Модестас Питренас, режиссер — Виестур Кайришс, сценограф и художник по костюмам — Иева Юрьяне. Главную партию исполняют Инга Кална, Эвия Мартинсоне и Кристине Гайлите.
Опера отражает период 1939-1944 годов. Детство Валентина Фреймане провела между Ригой и Берлином, где ее отец работал юристом киностудии UFA, а мать являлась светской дамой, в доме которой собирался цвет тогдашнего мира кино. По возвращении в Ригу интеллигентную еврейскую семью врасплох застал Холокост. В гетто погибли родители Валентины, в тюрьме умер ее молодой муж, а сама она пряталась до октября 1944 года, когда Ригу освободила Красная армия.
Сейчас Валентина Фреймане живет и работает в Берлине и в Риге. «Жизненная линия Валентины Фреймане тесно переплетена с историческими событиями в Латвии и Европе, она позволяет шире раскрыть панораму нашего века во всей ее красочности и противоречивости. Самые драматичные моменты судьбы Валентины совпали со знаковыми событиями истории XX века: потеря Латвией независимости, когда нужна была крепкая духовная сила, чтобы выжить физически и морально. Однако в опере ведь не только политика: все события пронизывает яркая любовная линия и глубокие чувства», — рассказал драматург Артур Маскатс.
На вопрос о мюзикле о нацистском преступнике Герберте Цукурсе, премьера которого недавно состоялась в Латвии, Маскатс ответил: «Из-за своей занятости в последние полгода я очень мало, что видел. Не видел я и мюзикл о Герберте Цукурсе. Поэтому я не могу об этом судить. Я только думаю. Подходит ли такая тема для мюзикла? Это очень сложная, очень объемная тема. Это тоже такого трагизма, такой страшной судьбы человек. Может ли это решаться в жанре мюзикла? Для искусства — как предмет исследования — чем больше противоречий, чем больше катаклизмов, непонятных и даже иррациональных моментов, тем лучше. Автору есть над чем поработать. Валентина сама говорит о том, что не видела страшных моментов. Судьба ее всегда берегла. Она была тут где-то, но эти страшные моменты — гибель семьи и близких, не происходили на ее глазах. И это, может быть, спасло ее. Я воспринимаю Валентину как одну из самых гармоничных и теплых натур, с каких мне доводилось знать. И не дай Бог, конечно, пережить кому-то такое, что пережила она».
По мнению режиссера оперы Виестура Кайришса, участие латышей в холокосте — очень чувствительная тема, о которой нужно говорить с особенной осторожностью. «Мы должны понимать, что евреи, уничтоженные в годы войны в Латвии, были частью нашего народа и нашей культуры, одними из нас. Это поможет понять, какой была Латвия и на каких основах мы ее строим», — сказал Кайришс.
Добавим, что сегодня, 1 декабря, в 18:30 состоится традиционная «Беседа перед премьерой», посвященная новой постановке ЛНО. Последующие за премьерой 5 декабря спектакли оперы «Валентина» пройдут 7 и 18 декабря, а также 28 января 2015 года.
- Путин указал Шольцу на деградацию отношений России и Германии
- Путин назвал Шольцу условия возможных договорённостей с Украиной
- Россиянам расскажут, как уберечь себя от сахарного диабета
- В Москве выросло количество уголовных дел против иностранцев за педофилию
- Зеленский уговаривал Шольца не звонить Путину