В Архангельске существует 11 кладбищ, для которых выделено 15 земельных участков. Однако большая часть кладбищ уже закрыта для захоронений, а действующие уже практически исчерпали свой ресурс. Кроме этого, в последнее время увеличилось количество бесхозных захоронений. Все это вызывает обеспокоенность жителей города и местной власти. Одним из вариантов решения проблемы может стать строительство муниципального крематория. Городские депутаты на разработку проекта для строительства крематория предусмотрели в бюджете 5 млн. рублей. При этом еще один крематорий областного уровня в регионе на незаконных основаниях начинает строить частный инвестор. Какова ситуация с организацией и благоустройством кладбищ в городе? Нужно ли Архангельску два крематория? Эти и другие вопросы корреспондент ИА REGNUM задал директору муниципального предприятия "Спецтрест по обслуживанию населения", депутату Архангельской городской Думы Роману Зарипову.

ИА REGNUM: Роман Рашитович, расскажите, как обстоят дела в Архангельске с обустройством кладбищ?

- К cожалению, большая часть кладбищ в Архангельске уже исчерпала свои ресурсы. Так, кладбище "Южная Маймакса" заполнено на 99,77%, кладбище "Валдушки" на 99,18%, кладбище "Кегостровское" на 99,18%. Всего на данный момент для захоронений свободно 1,651 кв.метров площадей для производства захоронений. При этом статистика смертности по городу составляет в среднем 44700 человек в год. Если учесть, что на одну могилу приходится 5 кв.метров земли, то следует, что на данный момент есть возможность для захоронения лишь 254 тел умерших. Этих возможностей хватит максимум на полгода. Следует учесть также и возросшее в последнее время количество самовольных захоронений, увеличение претензий со стороны граждан по вопросам оказания ритуальных услуг и содержания кладбища.

ИА REGNUM: Как к этому относятся горожане? Есть ли выход из этой ситуации?

- Выход один - это отсыпка дополнительных участков на действующих кладбищах. Непринятие своевременных мер прямо повлияет на социальную обстановку в городе, граждане прямо обвинят муниципальную власть в неспособности решать их насущные проблемы. Формирование же новых кладбищ, осуществление перевода земель из одной категории в другую, формирование необходимого пакета документов и согласований различных инстанций контрольных в связи со специфичностью объекта может занять значительное по продолжительности время и не обеспечить своевременное решение проблемы.

ИА REGNUM: Поможет ли строительство муниципального крематория изменить ситуацию в лучшую сторону?

- Актуальным и единственным выходом из этой ситуации является строительство муниципального крематория, как возможности предоставления населению ритуальных услуг, при возможности сокращения земель, отведенных под захоронения. Поскольку возникает возможность строительства колумбариев (стен скорби) на уже закрытых кладбищах, в том числе в черте города, так и земли в случае захоронения урны с прахом требуется всего 1 кв.метр по нормативам. Вопрос строительства крематория возник не сиюминутно. Необходимость его существования обсуждалась еще с советских времен, вопросы его непосредственного строительства обсуждались на градостроительной комиссии еще в 2004 году. При этом строительство крематория необходимо осуществить исключительно силами мэрии, в силу специфичности данного объекта и большого количества вопросов, возникающих с эксплуатацией данного объекта. Это основано на том, что законодательством, как федеральным, так и муниципальным функции организации захоронений, содержания мест захоронений непосредственно отнесены к ведению муниципальной власти, и никого более. При этом крематорий не просто обычный объект, предназначенный для услуг населению. Во-первых, это объект повышенной промышленной опасности, во-вторых, это объект особой социальной направленности. В-третьих, что очень важно, это объект, который может быть использован в преступных целях, о чем свидетельствует криминальная практика по России, а обеспечение и охрана общественного порядка, защита граждан от преступных посягательств также является неотъемлемой частью муниципальной власти.

ИА REGNUM: Уже давно СМИ региона пишут о строительстве "областного центра кремации" в Приморском районе. Зачем городу и области два крематория?

- Если честно, мне непонятна идея строительства частного крематория. К тому же строится он незаконно. Строит его ЗАО "Память" не далеко от поселка Рикасиха в Приморском районе. Строительство частного крематория не снимает с мэрии обязанностей по организации мест захоронения и ответственности за неисполнение этой обязанности. Во-первых, крематорий строится на территории Примосркого района, при этом земельный участок был выделен с нарушением закона, есть решение Октябрьского суда. Как нам известно, представители этой частной организации при заключении договора на приобретение кремационного оборудования прямо потребовали от поставщика включения в договор поставки пункта о невозможности поставки подобного оборудования кому бы то ни было на территории Архангельской области, то есть постарались препятствовать строительству муниципального крематория, что также является противозаконным. Во-вторых, строительство частного крематория не уменьшит в будущем затраты муниципальных бюджетов на оказание ритуальных услуг населению, а может прямо их увеличить, поскольку даже построенный частным инвестором крематорий, должен содержаться и функционировать за счет муниципалитета. И в этом случае функции контроля не могут быть осуществлены, поскольку тарифы и расценки будет определять частное лицо, а нести расходы - муниципальные органы. И в данном случае речь идет не о МО "Приморский район", а о мэриях Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, которые также не поддерживают строительство областного центра кремации частным ЗАО "Память" с уставным капиталом в 10 000 рублей. Только мэрия Архангельска может выступать инициатором строительства крематория, как в интересах граждан, так и в интересах соблюдения федерального законодательства. Та информационная атака, организованная ЗАО "Память" основана на умышленном искажении норм действующего законодательства в части ответственности муниципальных образований и рыночных отношений. Ритуальные услуги, несомненно, являются рыночными, но вот организация и содержание мест захоронения - это исключительно вопрос местного значения, решение которого не может быть передано никакой частной организации.