После прошедших в сентябре этого года выборов в Законодательное собрание Ульяновской области пятого созыва на должность председателя парламента был избран Анатолий Бакаев, который до этого занимал должность ректора УлГПУ им. И.Н. Ульянова. О своих рабочих планах и перспективах Заксобрания новоизбранный председатель поделился в интервью с корреспондентом ИА REGNUM.

По словам Анатолия Бакаева, законотворчество сегодня переживает далеко не лучшие времена и, к сожалению, похоже на латание "дыр в кафтане": "Мы бесконечно вносим поправки, либо принимаем скорые законы. Проблемы наслаиваются, и сегодня ведущие юристы уже стали говорить о принятии закона о законе. На мой взгляд, сейчас нужно принимать такие законодательные акты на уровне регионов, которые помогут в сегодняшней экономически непростой ситуации".

ИА REGNUM: С каких решений и деяний Вы начали свою работу на новом посту председателя ЗСО?

А. Бакаев: Нет времени для "разбега", поэтому начал с формирования аппарата Заксобрания - инструмента, без которого работать нельзя. Разработана новая оптимизированная структура областного парламента. Приоритет в ней будет отдаваться аппаратам комитетов. Созданы два новых комитета - по ЖКХ и по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества. Предвосхищая вопрос о росте расходов, отвечу, что его не будет. Напротив, оптимизация структуры предусматривает сокращение управленческого аппарата и, следовательно, уменьшение затрат на его содержание.

Второй момент - необходимо серьезно укрепить аналитический блок, который пока не соответствует моим представлениям о том, какая должна быть аналитика. Она должна быть актуальной, глубокой и опережать многие события, которые происходят, прогнозировать.

Также очень важно укрепить правовой блок. За два месяца работы мы приняли более 260 постановлений и 37 законов - это без учета федеральных. В работе находится несколько десятков законопроектов. Огромное количество законодательных документов необходимо не просто четко анализировать, но и соотнести с федеральными законами, так чтобы они не вступили в противоречия. Важный момент - "состыковать" все это.

На последнем заседании по инициативе правительства региона мы приняли закон об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных актов. Это важно, поскольку необходимо заранее прогнозировать применение законов, которые мы принимаем - не сработают ли они "в другую сторону".

Что касается первоочередных задач, то важнейшей из них, безусловно, является работа над бюджетом Ульяновской области. 31 октября депутаты ЗСО приняли его в первом чтении. Отмечу, что сегодня изменился сам принцип формирования бюджета. В нем нет ни краткосрочных, ни долгосрочных областных целевых программ. Есть госпрограммы - их 17. Переход к программно-целевому принципу регулирования позволяет концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях развития экономики и использовать их для достижения целей. Программа - это, по сути, план действий на период до 2016 года. Понятно, что такой план сокращает потери на всех этапах экономики, позволяет детально контролировать исполнение бюджета. Но, как и любое нововведение, оно требует максимальной концентрации в переходный период.

При работе над бюджетом мы особое внимание уделяли выводу средств "из тени". Задача нового парламента совместно с экономическим блоком исполнительной власти - активизировать работу с налогоплательщиками, выяснить причины, которые мешают им работать "прозрачно".

ИА REGNUM: Как планируете выстраивать работу с правительством Ульяновской области и губернатором региона Сергеем Морозовым?

А. Бакаев: Очень актуальный и одновременно непростой вопрос. Сразу хочу сказать - мы будет работать как две ветви власти. Ветви параллельные, которые существуют для того, чтобы уравновешивать друг друга, компенсировать и помогать друг другу. У нас нет времени на какие-то конфликты, разбирательства. Поэтому один из первых вопросов, который мы рассматривали на заседании с членами правительства Ульяновской области, был вопрос о совершенствовании нашего взаимодействия. Сейчас его схема отрабатывается, Законодательное Собрание свои предложения подготовило и направило в правительство.

Первое, что необходимо сделать, это продолжить регулярные совместные встречи председателя ЗСО и его заместителей с губернатором региона с целью определения приоритетов совместной работы. Особое внимание будет уделяться организации взаимной работы исполнительной и представительной власти по усилению контроля за выполнением региональных законов на уровне муниципальных образований. Еще одно предложение - создать совместную рабочую группу по разработке стратегии деятельности Заксобрания на пятилетний срок, с реализацией концепции Ульяновской области "открытый регион - открытый парламент".

ИА REGNUM: Вы планируете участвовать в мероприятиях, проводимых правительством?

А. Бакаев: Конечно. Я предложил включать депутатов, работающих на постоянной основе, в состав комиссий и рабочих групп исполнительной власти. А также проводить совместные мероприятия, совещания, выезды. Я, например, с большим удовольствием хожу на все совещания правительства региона и участвую совместно с губернатором в выездных заседаниях. Кстати, это очень даже удобно: во-первых, экономлю на бензине (смеется), а во-вторых - есть время для обсуждения каких-то вопросов. Вместе едем, разговариваем, не обходится, конечно, без споров. Сергей Иванович свою линию отстаивает, я свою - в споре рождается истина.

ИА REGNUM: Как вы относитесь к идее выборов губернаторов через парламент. Не подойдет ли такая схема для Ульяновской области, если нет - почему?

А. Бакаев: Я думаю, что самый правильный вариант для Ульяновской области - это всеобщее, всенародное, прямое голосование с применением так называемого "муниципального фильтра" (в поддержку кандидата должны высказаться депутаты как минимум трех четвертей районов и городов области). У нас уже действует соответствующий закон. В моем представлении фильтр препятствует тому, чтобы высшим должностным лицом региона стал человек, который способен нанести области непоправимый урон. К сожалению, в новейшей истории России бывали случаи, когда путем всенародного голосования высокие посты занимали криминальные авторитеты либо неадекватные руководители. Но их власть протекала недолго и заканчивалась печально. Я бы сравнил эту ситуацию со взрослением ребенка - пока он мал, за ним должны присматривать родители, но чем старше становится, тем у него больше возможностей. Думаю, что наше общество, самосознание жителей вполне созрело для того, чтобы самостоятельно определяться с выбором.

Выборы губернаторов через парламент имеют смысл в "сложных" регионах с этническими, конфессиональными особенностями с целью обеспечения безопасности. Например, от прямых выборов отказались Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия.

ИА REGNUM: Насколько известно, в новой команде ЗСО уже сейчас много разногласий. В частности, это касается взглядов депутатов от разных политических партий на будущее региона (здравоохранение, культуру и т.п.). Как Вы собираетесь решать эти междоусобные конфликты в Заксобрании?

А. Бакаев: Это не совсем так. О большом количестве разногласий сегодня не приходится говорить. Конечно, у каждого депутата есть своя точка зрения и на образование и на здравоохранение и на ЖКХ, но истину мы будем "вынашивать", выслушав все мнения. Во главу угла будут поставлены интересы жителей Ульяновской области.

В руководство ЗСО вошли представители всех трех политических партий, представленных в региональном парламенте. Но как Председатель Законодательного собрания я искренне огорчен, что не всегда депутаты "оппозиционных" партий подходят к решению спорных вопросов конструктивно. Убежден, что мы найдем общий язык, чтобы не мешать друг другу, а дополнять и работать эффективно, а ненужные эмоции останутся в прошлом.

ИА REGNUM: Какие законодательные инициативы вы планируете представить в Госдуму, и какие, на ваш взгляд, законы, действующие в Ульяновской области, стоит распространить на всю Россию?

А. Бакаев: Есть несколько федеральных законодательных инициатив, которые мы планируем подготовить совместно с региональным правительством. Среди них - поправки в Налоговый Кодекс РФ 212-ФЗ (от 24 июня 2009 г.) "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно которым предлагается наложить запрет на ухудшение условий предпринимательской деятельности. Это даст бизнесу возможность для долгосрочного и среднесрочного планирования.

В законотворческую работу активно включились и сами депутаты. Комитет по промышленности, энергетике, строительству, транспорту и дорожному хозяйству работает над решением проблемы несанкционированных парковок. Это обширная тема, которая нуждается в тщательном рассмотрении. Один из аспектов, с которым мы также намерены обратиться в Госдуму - это изменение градостроительных норм. Они давно морально устарели и не соответствуют реалиям.

Отдельного внимания заслуживает и нормативно-правовая база по созданию благоприятного инвестиционного климата. Эффективность и адекватность принятых мер, несмотря на всю критику со стороны отдельных политиков, поддерживается ростом промышленного производства: от предприятий, открытых в рамках инвестпроектов, мы получаем в год порядка 3,5 млрд. рублей налоговых отчислений.