Официальный Баку никак не комментирует вступление Армении в Таможенный союз, что вполне естественно. Однако, судя по ряду публикаций азербайджанских СМИ, этот вопрос, как и информация последнего времени о расширении военно-технического сотрудничества между Москвой и Ереваном, вызывает на Апшероне немало вопросов. И в первую очередь - связанных с возможными трансформациями в процессе карабахского урегулирования.

Поскольку какая-либо официальная информация по данной проблематике по понятным причинам отсутствует, азербайджанская сторона пытается "прощупать" экспертные круги в странах ТС и ОДКБ, и в первую очередь - в России и Белоруссии. И следует признать, что текущие прогнозы оставляют мало места для оптимизма.

Так, например, в интервью Vesti.az директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Белоруссии Арсений Сивицкий заявил, в частности, что в процессе вступления в ТС демаркация государственных границ для четкого определения своей таможенной территории не является обязательным условием (в отличие от требований, предъявляемых при вступлении в Зону свободной торговли Евросоюза). Смысл высказываний эксперта сводится к тому, что, не признавая Карабах официально, страны-члены ТС закроют глаза на то, что он де-факто будет частью таможенной территории Армении. Напомним, что эксперты ИА REGNUM ранее не раз отмечали, что именно это обстоятельство, по-видимому, сыграло решающую роль в выборе Еревана, который предпочел вступление в Таможенный союз европейской Зоне свободной торговли. Кроме того, Арсений Савицкий не исключает, что при определенном повороте событий в случае возобновления войны в Карабахе страны ОДКБ могут придти на помощь своему союзнику - Армении, хотя договор о коллективной безопасности на Карабах не распространяется. По его словам, это может произойти, если опасность будет угрожать гражданам Армении, проживающим в непризнанной республике. "В этом случае статья 4 Договора о коллективной безопасности может быть применена и в отношении Нагорного Карабаха по просьбе Армении с целью защиты армянских граждан", говорит эксперт, напоминая, что именно наличие у жителей Южной Осетии российских паспортов послужило поводом для начала Россией операции по принуждению к миру грузинской стороны в августе 2008 года.

В свою очередь, генеральный директор московского Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что Армения многое выиграет от вступления в ТС, и "наглядная демонстрация преимуществ" способна стимулировать аналогичные настроения и в Азербайджане. Однако для этого, считает политолог, "Азербайджану, если он решит присоединиться к евразийскому проекту, придется в корне менять свое отношение к Армении, а это маловероятно на нынешнем этапе". Отсюда вытекает, что Баку, по-прежнему, должен демонстрировать военные мускулы. И вот тут-то делается предположение, которое иначе как весьма оригинальным (да и то очень мягко говоря) не назовешь. По мнению Алексей Мухина, участие Азербайджана в антисирийской операции не только возможно, но и очень вероятно. "Это должно продемонстрировать Армении военные возможности Баку и преданность его партнерам из НАТО" - говорит политолог.

Ну, во-первых, тут (если Мухина верно цитирует азербайджанский источник) имеет место явственная оговорка "по Фрейду". Гипотетическая военная операция в Сирии может быть названа "антиасадовской", а не атисирийской, ведь её, в случае чего, осуществят т.н. "друзья Сирии". Во-вторых, вряд ли посылка азербайджанского карательного контингента в Сирию способна слишком впечатлить Ереван и Степанакерт, войска которых, будучи на линии огня в Карабахе и по всему периметру границы с Азербайджаном, и без того прекрасно осведомлены о всех реальных и мнимых возможностях его вооруженных сил.

Кроме того, после заявления президента Сирии Башара Асада о том, что у Дамаска есть твердая гарантия Москвы относительно того, что "российские войска выступят на нашей стороне в любой войне, ведущейся против Сирии", попытка Баку продемонстрировать "преданность партнерам по НАТО" неизбежно станет для Азербайджана шагом, чреватым огромными неприятностями: ведь это будет означать вступление в непосредственную конфронтацию с Россией. Поэтому такой вариант следует считать крайне маловероятным.

Другой вопрос, что в Баку, как полагают некоторые местные источники, после президентских выборов действительно может начаться обсуждение целесообразности усилить евразийский вектор во внешней политике, поскольку в противном случае о "возвращении Карабаха" даже на уровне пропаганды говорить уже не придется - полная политическая и военная несостоятельность такого курса будет очевидна. Однако следует учитывать, что в данном контексте Армения и Азербайджан находятся в очень неодинаковом положении. Евросоюз и Запад в целом не могли повлиять на решение Армении вступить в ТС, поскольку, в отличие от России, не обладают реальными рычагами воздействия на Ереван. Однако такие рычаги, причем весьма действенные, в случае с Азербайджаном у них имеются. На Апшероне работают могущественные транснациональные энергетические компании, Баку связан множеством торговых, и военно-политических нитей с Анкарой, и даже планы по продаже газа с каспийских месторождений в Европу привязывают продавца к покупателю так же, как и покупателя к продавцу. Азербайджанская сторона, разумеется, не может не учитывать всех этих и подобных им обстоятельств. Поэтому идея евразийской интеграции Азербайджана в настоящих условиях выглядит умозрительной.

В этом контексте подготавливаемая посредниками Минской группы ОБСЕ по Карабаху встреча президентов Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева (сообщается, что она может состояться уже в конце нынешнего года) способна сдвинуть с мертвой точки замороженный процесс урегулирования. Дальнейший категоричный отказ азербайджанской стороны от предлагаемых посредниками компромиссов, как это было все последние годы, становится невыгоден Баку, поскольку после заявления о вступлении Армении в ТС время явно начинает работать в пользу Армении. И чем дальше, тем очевиднее будет становиться это обстоятельство.

Ануш Левонян, политический обозреватель, Ереван