"Румыния не претендует ни на какую особую формальную роль в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта", - заявил в интервью азербайджанскому изданию News.az советник президента Румынии Траяна Бэсеску по стратегическим вопросам, безопасности и внешней политике Юлиан Кифу.

По его словам, Румыния уже участвует в урегулировании на Днестре посредством ЕС, а также "имеет свое влияние - нравится нам это или нет - в регионе посредством факта общего языка, общей истории и общей нации с Кишиневом (Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Республика Молдова является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи, проведенный в 2004 году, румынами в Молдавии назвали себя лишь 2,2% жителей, молдаванами - 75,8%, при этом 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, и лишь 18,8% - румынский. Стоит отметить, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия, большая часть которой сегодня является территорией Республики Молдова в ее фактических границах без Приднестровья, а южная - Одесской области Украины, уже была в составе Российской империи, а Буковина, северная часть которой сегодня входит в Черновицкую область Украины, а южная - в состав Румынии, - в составе Австро-Венгрии. Тем не менее, факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего присутствия и влияния в регионе - прим. ИА REGNUM)". "Это факт жизни, и никто не может не принимать это во внимание", - заявил Кифу.

Самая важная "часть игры", однако, по словам советника, заключается в том, как "преобразовать Кишинев и находящуюся под его контролем часть территории в историю успеха, с проевропейскими реформами и глубокими изменениями в администрировании, повышении административного потенциала, финансовом регулировании и верховенстве закона". "Амбиции местных политиков и отсутствие опыта управления в коалиции, а также личное соперничество вредят этой цели", - подчеркнул Кифу.

Говоря об итогах состоявшихся выборов президента Приднестровья, советник румынского президента отметил, что не ждет от нового приднестровского лидера Евгения Шевчука большей лояльности к Кишиневу. "Возможно, в случае с новым президентом речь может идти о более прагматичном и реалистичном подходе, чем в случае со Смирновым. С другой стороны, сигнал, поданный населением, отказавшимся голосовать как за "официального" местного кандидата Смирнова, так и за "официального" кандидата России Каминского, поддержанного местным крупным бизнесом, говорит нам о необходимости обратить больше внимания на местный малый бизнес и интересы активной части общества", - отметил Кифу.

Также, по его мнению, у нового приднестровского лидера в ближайшее время будут более важные задачи, чем продвижение по пути переговоров о "реинтеграции" в Молдавию, в частности, собственная легитимация, получение контроля над силовой составляющей власти, а также над экономическими инструментами власти. "Поэтому я не ждал бы каких-либо изменений в ближайшем будущем или более конструктивной позиции в переговорах в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), по крайней мере, в ближайшие несколько лет", - подвел итог Юлиан Кифу.