Встреча президентов Армении, России и Азербайджана в Казани была последней возможностью для урегулирования карабахского конфликта. Однако казанский саммит не стал последним шансом для продолжения переговорного процесса между конфликтующими сторонами. Эта встреча явилась крайним и конечным рубежом для Минской группы ОБСЕ, формат которой в ближайшей перспективе подвергнется изменениям. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом 30 июня заявил директор Центра региональных исследований Ричард Киракосян, выступая в Ереване на семинаре, посвященном теме "Ситуация вокруг Нагорного Карабаха после казанской встречи президентов".

По его мнению, в настоящее время со стороны Европейского Союза (ЕС) прилагаются усилия по вовлечению в работу Минской группы ОБСЕ. При этом, как сказал эксперт, ЕС не желает полностью реформировать МГ ОБСЕ, а стремится содействовать работе этой структуры. Вместе с тем, по его словам, "некоторые деятели Евросоюза хотят заменить некоторых деятелей Минской группы", в частности - представителя Франции Бернара Фасье.

"Это также отражает позицию Евросоюза по отношению к Нагорному Карабаху, что очень конкретно выразилось во время визита в Армению министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта",- заметил Киракосян. Как он добавил, главный мессидж Евросоюза сообщает о том, что "конфликт в Нагорном Карабахе - единственный замороженный конфликт в регионе". "Однако это и единственное противостояние в Европе, от которого ЕС отстранен. И в Брюсселе многие говорят, что мы должны исправить эту ошибку", - отметил эксперт.

Киракосян полагает, что Евросоюз также выступит за включение НКР в переговорный процесс, но вместе с тем "будет поднимать вопрос о привлечении к участию в переговорах также азербайджанских беженцев из региона". "Иными словами, идут дискуссии, обмен мнениями, но окончательного решения еще нет", - сказал директор Центра региональных исследований.

Анализируя итоги казанской встречи, эксперт высказал мнение, что первоначально для конфликтующих сторон подготавливался 2-страничный документ, не имеющий ничего общего с Мадридскими принципами. Главной же целью встречи, по версии Киракосяна, должен был стать факт подписания соглашения, в котором стороны отказались бы от военного решения конфликта.

Согласно политологу, такой подход был обусловлен большой вероятностью начала военных действий со стороны Азербайджана и именно летом. Второй аргумент Киракосяна о необходимости встречи в Казани, заключался в том, что "Азербайджан подал некие сигналы о готовности к уступкам".

"От моих источников в Минской группе ОБСЕ я узнал, что азербайджанские дипломаты изменили свою позицию по вопросу проведения референдума в Нагорном Карабахе. Долгое время официальный Баку твердил, что в референдуме по вопросу НКР будет участвовать все граждане Азербайджана. Но перед Казанью они сообщили о готовности вести переговоры и по этому вопросу, чтобы выяснить конкретный состав участников референдума, предоставив при этом возможность представителям армянской стороны также участвовать в нем", - подчеркнул эксперт.

Он также отметил, что азербайджанская сторона, прибыв в Казань, "резко изменила позицию и стала настаивать на обсуждении 10-12 пунктов, по которым ранее стороны пришли к согласию".

Важным фактором срыва переговоров в Казани аналитик считает то, что "Азербайджан был более сконцентрирован на событиях 26 июня (военный парад в Баку), нежели на встрече 24 июня". "Потому что военный парад в Баку гораздо четче и ясней представлял стратегию Азербайджана, тем самым посылая очень важный мессидж", - подчеркнул Киракосян.

По его утверждению, специально в этот день был продемонстрирован приобретенный у России зенитно-ракетный комплекс С-300. "Конечно, это оборонное вооружение и не представляет особенной угрозы для Армении. Однако демонстрация этих комплексов была связана не только с тем, чтобы показать Карабаху и Армении свое вооружение. Таким образом они хотели представить, что С-300 составляют лишь часть заключенного с Россией 300-милионного контракта", - отметил политолог.

Вместе с тем, по его словам, ответ армянской стороны на этот мессидж был также впечатляющим. "Армения впервые подтвердила тот факт, что в стране выпускаются беспилотные самолеты, которые удивительным образом похожи на производимые в Азербайджане совместно с Израилем "беспилотники"", - сказал Киракосян. Другим фактом "достойного ответа" эксперт считает проявленный Арменией интерес и готовность приобрести "самую мощную в мире реактивную систему залпового огня "Смерч"".

Как считает аналитик, официального объявления войны не следует ожидать. "Я не ожидаю, что президент Ильхам Алиев выступит по телевидению и объявит о начале войны против Армении или Карабаха. Он прекрасно осознает, что, начав войну, обязательно потерпит поражение. Главная угроза - возможность возникновения спонтанной войны", - подчеркнул политолог.

В качестве факторов, усиливающих вероятность "случайной агрессии", он подчеркнул не только растущие военные расходы Азербайджана, которые в 2011 составят $3 млрд. 300 млн., но и изменения в стратегии азербайджанской дипломатии. "В настоящее время замечается переход от дипломатических войн к военной дипломатии. В этом смысле военные акции будут использоваться для увеличения дипломатического давления не только на Карабах и Армению, но и на международные структуры", - заключил Киракосян.