И.о. президента Молдавии Михаил Гимпу просит помощи НАТО в выводе российских войск с территории Приднестровской Молдавской Республики. На прошедшем 12 ноября в Кишиневе брифинге Гимпу зачитал соответствующее письмо, с которым он обратился к генеральному секретарю НАТО Андерсу Фог Расмуссену. ИА REGNUM Новости приводит полный текст документа, обнародованный пресс-службой президента Молдавии:

"Ваше превосходительство! В контексте нынешних дискуссий о возобновлении Договора об обычных вооруженных силах в Европе и подготовки к Саммиту ОБСЕ в Астане обращаюсь к вам в связи с чрезвычайно важным вопросом, который касается безопасности и будущего Республики Молдова, а именно: вывод российских войск с территории нашего государства.

Несмотря на то, что с момента провозглашения независимости Республики Молдова прошло почти 20 лет и Российская Федерация обязалась как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях, например, на Саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году, вывести свои войска с территории нашего государства, они до сих пор остаются в восточных районах Республики Молдова, нарушая нормы международного права и Конституцию Республики Молдова, которая запрещает размещать вооруженные силы других стран на территории суверенного и независимого государства Республики Молдова.

Находящиеся на территории нашего государства российские войска являются не только постоянным источником угрозы безопасности Республики Молдова, но и подпитывают приднестровский сепаратизм, поскольку тираспольские сепаратистские лидеры видят в нахождении российских войск, дислоцированных в этом регионе, моральную, политическую и материальную поддержку своим действиям. Вследствие этого российские войска на территории Республики Молдова серьезно подрывают усилия международного сообщества, направленные на мирное урегулирование конфликта.

Будет досадно, если в ходе проходящих в Вене и Брюсселе дискуссий о возобновлении Договора об обычных вооруженных силах в Европе будет предпринята попытка "спасти" этот важный для европейской безопасности документ, не принимая во внимание тот факт, что Россия не выполняет свои стамбульские обязательства по Республике Молдова. Возобновление действия договора такой ценой невозможно, и я призываю к вашей поддержке, чтобы не допустить подобную несправедливость по отношению к моему государству.

Идея представить "принцип согласия принимающего государства" для замены в тексте Договора об обычных вооруженных силах в Европе обязательств по выводу российских войск из Республики Молдова, взятых Россией в Стамбуле, не убедительна. Этот принцип не нов, он содержится в адаптированном тексте Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Кроме того, он также содержится в Кодексе поведения ОБСЕ, касающемся военно-политических аспектов безопасности, но и это не помешало России незаконно размещать свои войска в так называемой приднестровской республике.

В Стамбуле Россия обязалась вывести войска в конкретный срок, в то время как "принцип согласия принимающего государства" предусматривает не вывод войск, а их нахождение в Приднестровье с согласия принимающего государства. Таким образом, "принцип согласия принимающего государства" может стать в руках Российской Федерации инструментом шантажа в отношениях с Республикой Молдова. Российская Федерация сможет шантажировать Республику Молдова, если та не даст своего согласия на российское военное присутствие в Приднестровье. В таком случае России не останется ничего иного, как признать Приднестровье, чтобы получить "принцип согласия принимающего государства" от приднестровской молдавской псевдореспублики. Напоминаем, что в настоящее время Москва утверждает, что ей не нужно согласие Грузии для сохранения своих войск в Абхазии и Южной Осетии, так как располагает согласием этих двух непризнанных субъектов.

В конечном итоге Россия будет продолжать считать, что, поскольку "принцип согласия принимающего государства" содержится в договоре, который относится к обычным вооружениям, данный принцип не относится к российским войскам, размещенным в Приднестровье, так как там больше нет обычных вооружений.

Я надеюсь, что в ходе нынешних переговоров относительно режима контроля над вооружениями позиция Республики Молдова насчет незаконного присутствия российских войск на своей территории, а именно: по незамедлительному, упорядоченному и полному выводу российских войск с территории Республики Молдова - будет услышана и принята во внимание государствами-участниками ДОВСЕ. В противном случае ратификация этого договора, пусть и "возобновленного", будет проблематичной.

Ваше превосходительство!

Исходя из вышеизложенного, прошу поддержать наше государство, которое хочет жить в мире, спокойствии и без того, чтобы на его территории находились иностранные войска. Я твердо уверен, что полный вывод российских войск с территории Республики Молдова создаст необходимые предпосылки для мирного урегулирования приднестровского конфликта и будет способствовать также укреплению стабильности и безопасности в регионе".

Справка ИА REGNUM Новости: Российские вооруженные силы не находятся на территории Бессарабии. Ограниченная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики. Обе составляющие российского военного присутствия в Приднестровской Молдавской Республике закреплены в статьях 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году президентами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Что касается "Стамбульских обязательств" в части вывоза вооружений из Приднестровья и Грузии, взятых Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носивших двусторонний российско-молдавский и российско-грузинский характер и не касавшихся третьих стран, то они были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент и в Приднестровье, и в Грузии нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года Россия ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО.