Об итогах мониторинга избирательной кампании и наблюдения за выборами президента России сообщили на пресс-конференции 3 марта исполнительный директор ассоциации некоммерческих организаций "В защиту прав избирателей "Голос" Лилия Шибанова, эксперт ассоциации "Голос", председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин и эксперты "Голоса" Александр Кынев и Виктор Вахштайн, передает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Лилии Шибановой, 2 марта на избирательных участках в различных городах России в 38 регионах работали корреспонденты печатного органа ассоциации - газеты "Гражданский голос". "Если подвести итоги дня голосования, то надо сказать, что повсеместно мы зафиксировали снижение общественного контроля на выборах., - констатировала Шибанова. - Каждый пятый участок, где были представители "Голоса", вообще не были закрыты ни одним наблюдателем, причем это ситуация в крупных областных центрах, миллионниках. Это абсолютно новая характеристика избирательной кампании, прежде такого никогда не было". Кроме того, по словам Шибановой, сама организация выборов была лучше, чем в предыдущие разы, но отмечаются более серьезные нарушения в том, что касается самого хода голосования. Отмечалось большое присутствие посторонних лиц на избирательных участках - как правило, представителей администрации. Наибольшее количество их было зафиксировано в Барнауле, Йошкар-Оле, Перми, Пскове, Екатеринбурге, Омске. А милиция, которая должна находиться за пределами избирательного участка и вызываться только в исключительны случаях, наоборот, была повсеместно, причем на некоторых участках - даже не по одному милиционеру. Одни из самых серьезных нарушений были связаны с открепительными удостоверениями: в ряде случаев они не изымались, то есть человек фактически мог голосовать по одному удостоверению неоднократно. Томск, Таганрог, Уфа, Нижний Новгород. Всего такие случаи отмечались на 5% участков. Отмечались и случаи голосования за других лиц, а также массовое голосование по открепительным удостоверениям (около 10% участков). Неоднородно распределялись по избирательным участкам и наблюдатели от кандидатов в президенты. Только 5% участков в крупных городах было закрыто наблюдателями Богданова, 14% - наблюдателями от Жириновского, 28% - наблюдателями от Зюганова. В некоторых городах наблюдателей от кандидатов, кроме Дмитрия Медведева, не было. Его наблюдатели присутствовали на большинстве участков, хотя также далеко не на всех.

Корреспондентам "Голоса" нередко чинились препятствия при попытке вести наблюдение, отмечалось на пресс-конференции; хотя они как журналисты имели право присутствовать на участках во время голосования и при подсчете голосов. Препятствование работе наблюдателей было отмечено в Астрахани, Ростове-на-Дону (где дело дошло до ареста наблюдателей); в Москве и других городах. "То, с чем мы сейчас столкнулись - снятие контроля со стороны общественных организаций, - приведет к фактическому уничтожению института наблюдения", - констатировала Лилия Шибанова. - В этих условиях говорить об объективности явки и результатов не приходится... Прежде была надежда на федеральные инстанции - ЦИК, Верховный суд. Эти выборы показали, что нет больше инстанций, в которые можно было бы обращаться".

Как добавил Александр Кынев, масса нарушений связана и с попытками повысить явку избирателей. В ходе мониторинга избирательной кампании эксперты "Голоса" не раз сталкивались со случаями давления на избирателей с целью заставить их голосовать по открепительным удостоверениям; имели место требования отчитываться о голосовании, вплоть до угрозы санкций (лишение места в общежитии, лишение стипендии и так далее). В основном подобные незаконные требования были адресованы работникам бюджетных организаций, студентам. В числе более мягких мер были беспроигрышные лотереи, бесплатные раздачи пекарств, конфет и так далее. "Совмещался кнут и пряник. Явку повышали всеми возможными способами", - констатировал эксперт.

Кроме того, Александр Кынев отметил, что сохранялась и традиционная для выборов в России проблема - путаница со списками избирателей, из-за чего в них порой попадали несуществующие избиратели, а те, кто должен был проголосовать, сделать этого не могли, так как их фамилии в списках не было, или сталкивались с ситуацией, когда за них проголосовал кто-то другой, - такие сигналы поступали из регионов на горячую линию "Голоса".

"Мы не говорим о том, что на этих выборах не победил Дмитрий Медведев. Мы хотим обратить внимание на то, что российская избирательная система, интенсивно начавшая развиваться в 1989 году, стремительно деградировала и вернулась во многом к ситуации советского времени. Только если тогда власть умела имитировать выборы как таковые, теперь она научилась имитировать выборы альтернативные", - в свою очередь, отметил Андрей Бузин. Насильственное повышение явки; удаление наблюдателей при подсчете голосов, даже при помощи милиции; односторонняя чистка списков избирателей; необычное увеличение доли досрочного голосования и голосования по открепительным удостоверениям - все это показатели, которые делают выборы куда более непрозрачными и заставляют сомневаться в их соответствии избирательному законодательству, заключили эксперты.