Грузинская сторона работает над тем, чтобы в Кавказский коридор, а это не только Грузия, но и Азербайджан и Армения, было привлечено как можно больше грузов, заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM в Ереване министр экономического развития Грузии Ираклий Чоговадзе, комментируя проект строительства железной дороги Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси - Баку.

По его словам, "принципиальная позиция Грузии сводится к тому, чтобы делать проекты, которые могли бы приносить добро всем, целому региону". Однако, согласно министру, "этап данного проекта настолько ранний, что говорить о том, как и кем он будет осуществлен, по крайне мере, нонсенс". В свою очередь, начальник Департамента железной дороги Грузии Ираклий Эзукбая, находящийся в Ереване в рамках церемонии открытия первого железнодорожного сообщения Ереван-Батуми-Ереван, заявил корреспонденту ИА REGNUM, что Карс-Ахалкалаки-Тбилиси - бизнес проект, который сам должен обосновать свое значение.

Напомним, что финансовая комиссия Палаты представителей Конгресса США приняла решение не финансировать строительство железной дороги Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси - Баку в обход Армении (в обход ныне существующей, однако бездействующей по причине закрытия армяно-турецкой границы, железной дороги Карс - Гюмри (Армения) - Тбилиси - Баку). Накануне государственный министр Грузии по вопросам координации реформ Каха Бендукидзе в беседе с журналистами отметил, что проект строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку - достаточно интересный и может быть экономически выгодным, однако имеет лишь долгосрочную перспективу реализации, поскольку представленные ныне расчеты по проекту - вряд ли достаточно убедительные. В свою очередь, Иракли Чоговадзе, комментируя решение американской стороны, заявил: "Если американские компании не захотят финансировать проект строительства железнодорожной магистрали Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси - Баку, как это рекомендовал комитет Палаты представителей Конгресса США, то есть другие страны, другие институции - Евробанк, Европейский банк реконструкции и развития, BSTDB, IFC и очень много остальных, которые могут принять участие в этом проекте". "Если проект строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку будет экономически целесообразным, он будет осуществлен", - заявил Иракли Чоговадзе.

Вместе с тем, отметил министр экономического развития Грузии, на сегодняшний день проект находится лишь на начальной стадии - пока не сформирован консорциум по его осуществлению, не изысканы соответствующие средства - а это, по предварительным расчетам, около $400 млн., так что, вопрос участия американской стороны в проекте в повестке дня еще и не стоял.

Ранее группа поддержки Армении в Конгрессе США во главе с конгрессменами Френком Паллоном и Джо Ноленбергом направила письмо на имя Государственного секретаря США Кондолизы Райс с просьбой воздержаться от финансирования данного проекта, как противоречащего долгосрочным интересам Вашингтона в регионе. О нецелесообразности финансирования данного и любого другого коммуникационного проекта в обход Армении высказывались ряд европейских политиков, считающих, что Турция на пути вступления в ЕС должна наладить свои отношения со всеми соседними государствами, в том числе Арменией, и разблокировать границу с этой республикой. Армянские специалисты склоняются к той точке зрения, что строительство железной дороги из Турции в Грузию, а далее в Азербайджан в обход Армении поставит точку в коммуникационных устремлениях Армении и сделает ее полную изоляцию свершившимся фактом. Кроме того, проект строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси не включен в международную программу ТРАСЕКА. Здесь указана необходимость задействования железной дороги Карс-Гюмри-Тбилиси. Против этого проекта выступают также официальные лица Армении. В частности, министр транспорта и связи Армении Андраник Манукян ранее заявил, что Армения сделает все для того, чтобы воспрепятствовать строительству железной дороги Карс-Ахалкалаки, поскольку это невыгодно не только Армении, но и всему региону. Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявлял, что Азербайджан и Грузия не имеют морального права выделять из своего бюджета средства для строительства железной дороги Карс - Ахалкалаки - Тбилиси - Баку. По его словам, инвестировать в строительство данной магистрали бессмысленно, поскольку указанные страны уже связаны существующей железнодорожной коммуникацией, проходящей через территорию Армении.