Как уже сообщалось, накануне президент Азербайджана Ильхам Алиев обратился к общественности своей страны с пространной речью, в которой, фактически, обвинил армянский народ в "геноциде азербайджанцев". Азербайджанские историки в этом плане "вооружились" определенными фактами, которые они вписывают в контекст "геноцида азербайджанцев", в частности события 1947 года. Вот выдержка из указа покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева о 31 марта, как "Дне геноцида азербайджанцев": "... Впоследствии для дальнейшего расширения политики депортации азербайджанцев стали использоваться новые средства. С этой целью армяне добились принятия специального постановления Совета министров СССР от 23 декабря 1947 года "О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР" и достигли реализации на государственном уровне в 1948-195З годах массовой депортации азербайджанцев с наших исторических земель".

ИА REGNUM обратилось к эксперту аналитического центра "Кавказ" Манвелу Саркисяну с просьбой прокомментировать заявление Ильхама Алиева:

"Может показаться неожиданным выход в дипломатический обиход руководства Азербайджана тезиса исторической справедливости. Однако, участившиеся факты апелляции к исторической аргументации со стороны президента Ильхама Алиева имеют свою логику. Дело в том, что продолжающаяся все последние годы политика шантажа мировой общественности со стороны Азербайджана угрозой возобновления войны дала сбой после того, как Алиев в феврале нынешнего года сорвал переговоры в Рамбуйе.

Последовавшее после этого заявление президента Армении о том, что Армения изменит политику по Нагорному Карабаху и пойдет по пути одностороннего его признания и формирования договорных отношений, поставило перед Азербайджаном вопрос о целесообразности сохранения дипломатии "шантажа". Ильхам Алиев должен был понять, что угроза войной может войти и в арсенал армянской дипломатии, лишившись своей международной эффективности.

Сейчас уже заметно, что президент Азербайджана "сорвался" и обратился к арсеналу излюбленных средств Алева-отца. В помощь обанкротившейся дипломатии "шантажа" привлекается тезис об азербайджанском народе - "жертве" исторической несправедливости. Заметно стремление найти дополнительные аргументы в деле подмены сути Карабахской проблемы.

По-видимому, сопровождающие дипломатию урегулирования Карабахской проблемы международные дебаты по проблеме признания Геноцида армян 1915 года оценивались президентом Азербайджана всего лишь как удачный ход армянской дипломатии. Соблазн поверить в то, что фактор исторической справедливости как-то увязывается с международным правом, увел сознание президента Алиева в лоно "исторических фантазий", к которым он относит и трагедию армян в Османской Турции.

Что касается апелляции президента Алиева к приводимым в качестве аргументов "массовой депортации азербайджанцев" актам советского периода, то здесь проявляется все тот же принцип подмены понятий. Одна из наиболее удачных сделок руководства тогдашней Азербайджанской ССР с союзным центром (так называемая национализация Азербайджанской ССР) используется для формирования за азербайджанским народом образа "жертвы".

Проблема заселения низменного Карабаха (территория бывшей Азербайджанской ССР, расположенная между Нагорным Карабахом и точкой слияния рек Кура и Аракс) связана с долгим периодом демографического вакуума в этой центральной зоне бывшей советской республики. Сумевший на заре формирования Советского Союза включить армянонаселенный Нагорный Карабах под административное подчинение образованной в восточной части Закавказья союзной республики, Азербайджан встал перед проблемой заселения пустующей зоны своей республики, разделяющей азербайджанонаселенные районы республики от "далекого" Нагорного Карабаха.

Такая возможность появилась после Второй мировой войны. Контингент для заселения Кура-Араксинской зоны этническими азербайджанцами был изыскан, в частности, в среде азербайджанского населения Армянской ССР (откуда им еще было взяться в то время). Видимо, азербайджанским политикам того времени было не до Армении. Ухватившие роскошные территории, они более всего заботились о скорейшем заселении этих территорий, пользуясь преимуществами советской административно-командной системы централизованного управления. Реализации этой цели и послужило специальное постановление Совета министров СССР от 23 декабря 1947 года "О переселении колхозников и другого азербайджанского населения в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР". Той же цели служило строительство Большого Карабахского канала, создавшее условия для орошения указанной зоны заселения.

Отметим, что удачно реализованная программа заселения Кура-Араксинской низменности стала базой для начала демографической экспансии против собственно Нагорного Карабаха уже с конца 1960-х годов вплоть до конца 1980-ых. Концепция этой политики экспансии предполагала строительство цепи густонаселенных городов и поселков в непосредственной близости от границ НКАО, соединенных проложенной в начале 1970-ых годов автомагистралью вдоль всего Нагорного Крабаха. В итоге этой многолетней программы создались условия для демографической интеграции Нагорного Карабаха с остальной чатью азербайджанской административной единицы. Распад Совесткого Союза в 1991 году сорвал эти планы. А атмосфера неприятия многолетней политики демографической экспансии и заложила основы конфликта между Нагорным Карабахом и Азербайджаном".