Обнаружение радиоактивного йода в Норвегии вряд ли связано с инцидентом в Архангельской области. Об этом рассказал заведующий лабораторией радиоэкологии Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН Сергей Панченко.

Как напомнили в Центре энергетической экспертизы, ранее небольшие концентрации радиоактивного йода были зафиксированы в норвежской провинции Финнмарк. Как сообщили в Управлении по радиационной и ядерной безопасности Норвегии, уровень концентрации был очень низким и не представлял угрозы ни для здоровья людей, ни для окружающей среды. Радиоактивный йод обнаруживают в Норвегии примерно 6−8 раз в год, источники его появления в воздухе не установлены. Как правило, обнаружение такого йода может свидетельствовать о том, что его источником являются производства, специализирующиеся на изготовлении радиофармпрепаратов.

Ученый пояснил, что благодаря техническому прогрессу обнаруживаются мельчайшие концентрации частиц в воздухе.

«Проблема, видимо, в известной степени в техническом прогрессе, связанным и с контролем за ядерным вооружением. Мы научились измерять наноскопические количества радиоактивных элементов и каждый раз ахаем, когда обнаруживается одна миллионная часть от предельно допустимых концентраций какого-то изотопа, будь то йод, или рутений, или углерод-14. При этом мы как бы не замечаем, что в десятках российских городов в десятки раз превышены концентрации в воздухе классических химических веществ. Мы знаем об этом, но как-то свыклись, а вот с радиацией дело обстоит иначе, и должно пройти немало времени, прежде чем ситуацию удастся переломить», — считает эксперт.
«Маловероятно, что это связано с инцидентом в Архангельске, об этом свидетельствует сложившаяся метеообстановка на момент аварии», — поясняет руководитель лаборатории радиоэкологии ИБРАЭ.
«Особенности йода-131, в отличие от аэрозолей, связаны с летучестью (форма I2), именно поэтому его и чаще чем другие изотопы обнаруживают вдали от источника», — отмечает Сергей Панченко.