Бизнес в России: правосудие или произвол
Москва, 2 декабря, 2017, 23:49 — ИА Регнум. 29 октября 2016 года Президент России Владимир Путин внёс в Государственную думу законопроект, предлагающий ужесточение ответственности сотрудников правоохранительных органов за незаконное преследование бизнеса. Государственная Дума РФ в третьем, окончательном чтении осенью 2016 года одобрила этот президентский закон. Изменения касались статей 299 («Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности») и 169 УК РФ («Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»). Был введен новый состав преступления — незаконное возбуждение уголовного дела, совершенное в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекшее прекращение предпринимательской деятельности или причинение крупного ущерба. Однако есть немало примеров, когда правоохранительные органы используются для сведения счетов в конкурентной борьбе между хозяйствующими субъектами. Либо морально нечистоплотные правоохранители используют свой административный ресурс для получения от российского бизнеса личной выгоды. Либо для улучшения показателей и лишних отчетных «галочек». Не секрет, что в России граждане не защищены от судебного и полицейского произвола. И такое явление, как заказные дела не изжито.
Известно и то, что если дело попадает в судебные инстанции, то шансов добиться оправдательного приговора, практически, нет. По статистике они практически равняются нулю.
В качестве примера можно привести следующий пример.
Как известно из российских СМИ, готовится передача в Тверской суд города Москвы уголовного дела о хищении миллиарда рублей. Потерпевшими признаны три крупных российских банка — АО «Газпромбанк», ПАО «Промсвязьбанк» и ПАО «МТС-банк». Несколько лет назад владелец ООО «Сетьстройсервис» Андрей Денисюк получил кредиты у этих банков на общую сумму 1 млрд рублей на строительство ГЭС «Мтквари» в Грузии. Кредиты были получены. Но к строительству ГЭС данная компания не приступила. И проект реализовали фирмы из США и Чехии.
Что же произошло? Отметим, что «Сетьстройсервис» — это не фирма-однодневка. А организация, которая с 90-х была лидером на специфическом рынке энергостроительства. Именно «Сетьстройсервис» осуществила такие значимые проекты как демонтаж и реконструкция высоковольтных ЛЭП от Калининской АЭС, Бугучанской ГЭС, столичных электроподстанций федерального значения, в том числе «Чагино». Никаких нареканий деятельность этой структуры не вызывала. Однако в 2013 году владелец фирмы Александр Мураткин продал контрольный пакет Андрею Денисюку. У предыдущего владельца фирмы была безупречная репутация и банкиры без сомнений давали деньги на новые проекты. Но с приходом Денисюка дела пошли неважно. Однако банки-кредиторы, почему-то, на это закрыли глаза. И без сомнений выделили деньги на проект строительства «Мтквари ГЭС» в Грузии.
Вести «грузинский» проект было поручено заслуженному работнику ЕЭС, одному из известнейших российских энергостроителей Александру Рябикину. Под его руководством строились флагманы отечественной энергетики. Он возглавлял фирму-подрядчик, которой было поручено заняться «грузинским» контрактом. По времени это совпало с приходом нового собственника. Однако, Денисюк принял решение передать этот заказ другому исполнителю, ООО Нефтепромэкология, где он был единоличным собственником. Как сообщил Александр Рябикин: «Я ведь тогда еще работал на должности замдиректора в «Сетьстройсервисе», — рассказывает Александр Рябикин. — Не мог ослушаться начальство. Нас приучили к дисциплине. Не хотите — не надо. Я перевел кредитные деньги на счет «Нефтепромэкологии». Оставил в своей фирме лишь 2 миллиона, в счет понесённых затрат на «Мтквари ГЭС». Все документы предоставлены суду. Но дальше пошло неладное. Переговоры по ГЭС оказались на грани срыва. Заказчики, а это ФСК, Спецстрой и другие «киты», прекратили платежи, причём за фактически выполненные работы, ссылаясь на кризис. Как потом выяснит следствие, Денисюк по договору ссуды перевел деньги со своей «фирмы» на личный счет, а потом их обналичил».
В результате Рябикин оказался на одной скамье подсудимых с Денисюком. В составе «организованной преступной группы».
Но в нашей истории речь идет не о госконтракте. А о взаимоотношениях коммерческих банков и коммерческой организации. Потерпевшие банки ведут себя пассивно. И была ли вообще прозрачна схема выделения этих кредитов? Ведь о проблемах в Стройсервисе ко времени выделения средств было уже известно. Почему банки не обратились в гражданские инстанции?
При чем здесь Александр Рябикин, который переводил полученные от банков средства на предприятие — исполнителя проекта по указанию своего прямого начальника? Мог ли он предполагать, что Денисюк потратит эти средства на себя? А не на международный проект. Но без привлечения Рябикина не было бы преступной группы. А значит, такого мощного резонанса. Но виновен ли он?
«В действиях Рябикина А.В. отсутствует состав преступления, предусмотренный ст.159 ч. 4 Ук РФ. В УК Р Ф имеется ряд статей предусматривающих уголовную ответственность за мошенничество в сфере кредитования и невозвращение взятых без признаков хищения кредитов — это статьи: 165 (причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием), 176 (незаконное получение кредита), которые более соответствуют реальным событиям, имеющим место в фабуле предъявленных обвинений. Но, похоже, следствию нужны громкие дела и более тяжкие статьи», заявил корреспонденту ИА REGNUM Дмитрий Пигальков.
Объективно ли следствие? У всех на слуху еще дело Сугробова. Если коротко речь идёт о деятельности (широко освещено российскими СМИ) организованного преступного сообщества, которое долгое время возглавлял генерал МВД РФ Д. Сугробов, помогали ему его высокопоставленные министерские коллеги, а также сотрудники среднего и низшего звена. С учетом масштабности проводимых криминальных мероприятий не исключено участие в ОПС представителей других силовых структур РФ. Зарабатывали преступники за счёт вымогательств. Каждый бизнесмен, тем или иным путем попавший в их поле зрения, должен был платить дань и поделиться бизнесом. Работали стражи закона по полному беспределу. От их действий, как говорил герой сериала «Ликвидация»: «волос стынет», сообщало ранее ИА REGNUM.
Пока многочисленные попытки российского руководства защитить интересы национального бизнеса заканчиваются провалом, ни один коммерсант не застрахован от произвола, в том числе со стороны властных структур. А существующая судейская система с обвинительным уклоном дает очень мало шансов добиться справедливости. Но ведь с чего-то надо начинать.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Украинки массово поверили в фейк о принудительном переименовании Татьян
- Очевидцы сообщили о взрыве в отделении банка в Санкт-Петербурге